Маленькая помощница
Маленькая помощница
Моей старшей дочке почти шесть лет, младшей – несколько месяцев. Боюсь посеять ревность между детьми – у меня не получается заинтересовать старшую дочь младшей. Она совсем не помогает мне: подгузники ей воняют, когда младшая плачет, старшая тоже орет, пыталась вместе купать – она ей воды в рот налила. Когда малышка не спит и не плачет – старшая ее целует и умиляется, но такое бывает минут пять за день.
Не умею просить о помощи, мне проще все самой сделать. Возможно проблема в этом? Да и какую помощь окажет шестилетка – она стакан воды принести не может, все расплескает по дороге. А ведь ей уже через год в школу, нужно становиться самостоятельней... Меня мучают противоречивые чувства: дочку жалко – она так мала, а я так много от нее хочу, и страшно, что она уже большая, а несамостоятельная.
Думаю, это ключевой момент. Ситуация во многом упростится, когда вы сможете достичь определенности в этом вопросе. Если дочь – маленькая девочка, тогда какой с нее спрос? Неумелость и неуклюжесть маленького ребенка вызывают лишь умиление, желание помочь. Если принять для себя, что старшая дочь – малышка, не ждать от нее взрослых решений, то, хоть это и не будет стимулировать ее развитие, ваши отношения станут ровнее и спокойнее. При имеющихся обстоятельствах – это уже немало, о развитии можно подумать и позже.
Если вы принимаете решение, что дочь уже большая и вполне может быть вовлечена в процесс помощи по дому, то необходимо, во-первых, произвести тщательную ревизию того, что дочь уже может и умеет делать. Во-вторых, определить, что она могла бы делать по возрасту, но в силу каких-то обстоятельств не научилась. Это поможет определиться, какую меру ответственности вы готовы передать дочери; какой вы видите ее, и насколько этот образ соответствует возможностям и способностям ребенка.
Наконец, с вашей неготовностью принимать помощь надо что-то делать: шестилетний ребенок не может помогать взрослой женщине против ее воли. Она может выразить готовность что-то сделать, не получить отклика на свое предложение и потерять интерес к происходящему, к помощи в целом. Классическим примером подобного положения дел является мытье полов. Когда двухлетний ребенок рвется помогать маме, ей проще вымыть пол самой. Двенадцатилетнего подростка заставить мыть пол уже непросто. Важно точно определить момент, когда интерес к занятию еще есть, а имеющихся навыков уже достаточно, чтобы справится с поставленной задачей. Это возвращает нас к оценке возможностей и способностей ребенка и сопоставлению их с тем, что от него требуется.
Еще одним существенным моментом может стать поиск интересной для старшего ребенка задачи в уходе за младшим. Не стоит предлагать дочери то, что вам не нравится делать самой: если помощь заключается в уборке подгузников, которые объективно воняют, девочка может разочароваться в помощи в целом. Необходима систематическая похвала за те пять минут, которые старшая девочка проводит с малышом. Основная идея – общаться с младенцем легко, весело и интересно.
А. Бердникова, психолог (тел. 8-913-905-09-40)
Комментарии