«Красота и гармония – не ролики в соцсетях!»
«Красота и гармония – не ролики в соцсетях!»
Известному новосибирскому поэту и журналисту, постоянному автору «Навигатора» исполнилось 50.
Юрий Анатольевич ТАТАРЕНКО родился 9 марта 1973 года. Выпускник Новосибирского театрального училища. Поэт, прозаик, драматург, переводчик. Член Союза писателей России. Автор 12 книг стихов, лауреат всероссийских литконкурсов и премий. Живёт в Академгородке.
– Юрий, для кого ваши стихи?
– Я не пишу для кого-то конкретно. Мне важно быть услышанным, прочитанным и понятым как можно большим числом соотечественников. Хотя, разумеется, с симпатичными барышнями порассуждать о погоде и роли поэзии в современном мире – приятное занятие. Во что при этом одета собеседница – тоже не столь важно (смеётся). Мне нравятся искренние и весёлые любительницы читать и ходить в театр – то есть обладательницы не нордического характера.
– Когда написали первое стихотворение?
– Свои первые вирши я уже и не помню наизусть: первоклассником писал в стихах письма бабушке, жившей тогда в Иркутской области, зарифмовывал наши с младшим братом реалии. В 1985 году после посещения Мамаева кургана написал патриотический триптих и выслал его в «Пионерскую правду». Через месяц получил вполне доброжелательный ответ: «Стихи не опубликуем, но рекомендуем продолжать творить». Этого хватило, чтобы продержаться без стихоплётства до выпускного класса.
Какие-то более-менее внятные лирические четверостишия начались только в начале 2000-х, я уже служил актёром в Томском драматическом театре. На областном конкурсе молодых поэтов рискнул выступить весной 2003-го – и совершенно неожиданно выиграл Гран-при, в Союзе писателей мне предложили издать дебютную книжку, и «всё заверте...» (улыбается). Так что в этом году у меня ещё и юбилей творческой деятельности.
– Вы живёте в Академгородке с детства. Чем запомнились 1980-е?
– Ярких впечатлений – море. Это и учёба в ДМШ №15 по классу балалайки у легендарного директора Михаила Алексеевича Буракевича, и регулярные походы всей семьёй в лес за грибами, и избрание меня, пятиклассника, председателем совета дружины в школе №190 с последующим награждением за активную работу путёвкой в «Океан» во Владивостоке. С удовольствием ходили с братом на симфонические концерты в Дом учёных: родители покупали абонемент. Запомнились и встречи научной интеллигенции с писателями – Прашкевичем, Черненком, Треером…
– Новосибирск – литературный город?
– Безусловно. Далее может последовать лекция на пару часов (улыбается). Ограничусь простым перечислением: журналы «Сибирские огни» и «Речпорт», фестивали «Белое пятно» и «Книжная Сибирь», писательская резиденция и Мастерская АСПИР, поэтические марафоны и слэмы. Как минимум есть пара десятков современных поэтов: Берязев, Пивоварова, Михайлов, Гринберг, Самойленко, Денисенко, Кармалита, Жданов, Полторацкий, Метельков… Кажется, ещё совсем недавно творили Виктор Iванiв и Нелли Закусина, Янка Дягилева и Елизавета Стюарт, Александр Плитченко и Юрий Магалиф. Не забудем и живого сибирского классика, человека-явление Геннадия Прашкевича!
– Вы много путешествуете. Не устаёте от поездок?
– Стараюсь не отказывать себе в удовольствии поехать куда хочу. Если я предполагаю или даже уверен, что мне где-то будет интересно, что можно будет взять интервью у незаурядной личности, подготовить журналистский материал о любопытном событии – стартую не раздумывая. Конечно, добраться из дома до, скажем, Мурманска – накладно. Но в Заполярье меня пригласили провести литсеминар, организаторы форума взяли все расходы на себя, что не может не радовать.
Уже доводилось слышать шутки на тему «Пушкин наше всё, а Татаренко – наше везде!». Но тут есть над чем работать: побывать довелось далеко не всюду. В этом году запланировал визиты в доселе неизвестные мне Абакан, Астрахань, Ставрополь, Тамбов, Калининград, Ереван, Минск…
В прошлом году посетил лекцию челябинского поэта, переводчика и культуртрегера Нины Ягодинцевой. Она заявила: учёные выяснили, что после 50 интерес к активному получению разного рода информации резко снижается. Вот и проверим, так ли это в моём случае! (смеётся)
– Вы опубликовали около 500 бесед с известными людьми. А у кого из классиков XIX или XX века хотели бы взять интервью?
– Хм, надо подумать…С писателями Камю и Сартром было бы здорово поговорить по-французски. А вот с Набоковым и Бродским – исключительно на русском языке. Всё детство жалел, что рано умер Высоцкий – а я так хотел выразить ему лично своё восхищение многообразием его талантов… Когда в зрелом возрасте писал пьесу про Маяковского, мечтал побывать на его выступлении. А интереснее всего, пожалуй, было бы взять, а после быстро опубликовать «Последнее интервью Гоголя»! О чём спрашивать гениев? О природе творчества, разумеется. А также о том, какой талант важнее – влюбляться или разлюблять?
– Вы часто спрашиваете героев своих интервью: «Русский язык сильно меняется: сокращается лексический запас, появляются новые грамматические конструкции и заимствования… Как вы думаете, к чему это приведёт?» А как сами ответили бы на этот вопрос?
– Впервые на эту тему мы поговорили с чудесным Максимом Кронгаузом, когда в 2018 году он выступал в ГПНТБ СО РАН. С тех пор адресую вопрос о перспективах развития некогда «великого и могучего» многим действующим лицам отечественной литературы – и никак не удовлетворюсь ответами.
Мне сложно разделить оптимизм тех, кто уверен, что с русским языком всё будет хорошо. Особо расстраивает триумфальное шествие по страницам и экранам Его величества Смайлика. Налицо оптимизация усилий, в том числе и в ситуации описания эмоций, событий. Заход смайликов из частной переписки в художественную литературу и публицистику – дело ближайшего времени.
Довольно часто приходится слышать от коллег: прекрати брюзжать, Россия по-прежнему страна талантов и тому подобное. Но откуда берутся таланты – в той же литературе? Из сотен тысяч ребят, развивающих свои литспособности и чувство языка, пишущих и работающих над словом. Последние несколько лет я регулярно выступаю перед школьниками – разного возраста и места жительства. Всюду одна и та же картина: у подавляющего большинства нет базовых знаний о литературе, истории, они не в состоянии написать поэтический экспромт заданным размером. Откуда же взяться новым Есениным и Ахматовым?
Конечно, нужен системный подход в просвещении. Современный ребёнок убеждён, что красота и гармония – это компьютерные игры и ролики в соцсетях. Но если показать подростку тропинку от рэпа к Бродскому, уверен, перезагрузка произойдёт быстро и качественно. Ведь творческая активность заложена в нас с самого рождения.
Сергей ЯРЕМЧУК
Фото К. Скабардиной
Комментарии