• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 18:06 четверг, 21 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 4 балла
    21.11.2024
    USD: 100.22
    EUR: 105.81
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • «Красота и гармония – не ролики в соцсетях!»

    «Красота и гармония – не ролики в соцсетях!»

    «Красота и гармония – не ролики в соцсетях!»

    Известному новосибирскому поэту и журналисту, постоянному автору «Навигатора» исполнилось 50.

    Юрий Анатольевич ТАТАРЕНКО родился 9 марта 1973 года. Выпускник Новосибирского театрального училища. Поэт, прозаик, драматург, переводчик. Член Союза писателей России. Автор 12 книг стихов, лауреат всероссийских литконкурсов и премий. Живёт в Академгородке.

    – Юрий, для кого ваши стихи?

    – Я не пишу для кого-то конкретно. Мне важно быть услышанным, прочитанным и понятым как можно большим числом соотечественников. Хотя, разумеется, с симпатичными барышнями порассуждать о погоде и роли поэзии в современном мире – приятное занятие. Во что при этом одета собеседница – тоже не столь важно (смеётся). Мне нравятся искренние и весёлые любительницы читать и ходить в театр – то есть обладательницы не нордического характера.

    – Когда написали первое стихотворение?

    – Свои первые вирши я уже и не помню наизусть: первоклассником писал в стихах письма бабушке, жившей тогда в Иркутской области, зарифмовывал наши с младшим братом реалии. В 1985 году после посещения Мамаева кургана написал патриотический триптих и выслал его в «Пионерскую правду». Через месяц получил вполне доброжелательный ответ: «Стихи не опубликуем, но рекомендуем продолжать творить». Этого хватило, чтобы продержаться без стихоплётства до выпускного класса.

    Какие-то более-менее внятные лирические четверостишия начались только в начале 2000-х, я уже служил актёром в Томском драматическом театре. На областном конкурсе молодых поэтов рискнул выступить весной 2003-го – и совершенно неожиданно выиграл Гран-при, в Союзе писателей мне предложили издать дебютную книжку, и «всё заверте...» (улыбается). Так что в этом году у меня ещё и юбилей творческой деятельности.

    – Вы живёте в Академгородке с детства. Чем запомнились 1980-е?

    – Ярких впечатлений – море. Это и учёба в ДМШ №15 по классу балалайки у легендарного директора Михаила Алексеевича Буракевича, и регулярные походы всей семьёй в лес за грибами, и избрание меня, пятиклассника, председателем совета дружины в школе №190 с последующим награждением за активную работу путёвкой в «Океан» во Владивостоке. С удовольствием ходили с братом на симфонические концерты в Дом учёных: родители покупали абонемент. Запомнились и встречи научной интеллигенции с писателями – Прашкевичем, Черненком, Треером…

    – Новосибирск – литературный город?

    – Безусловно. Далее может последовать лекция на пару часов (улыбается). Ограничусь простым перечислением: журналы «Сибирские огни» и «Речпорт», фестивали «Белое пятно» и «Книжная Сибирь», писательская резиденция и Мастерская АСПИР, поэтические марафоны и слэмы. Как минимум есть пара десятков современных поэтов: Берязев, Пивоварова, Михайлов, Гринберг, Самойленко, Денисенко, Кармалита, Жданов, Полторацкий, Метельков… Кажется, ещё совсем недавно творили Виктор Iванiв и Нелли Закусина, Янка Дягилева и Елизавета Стюарт, Александр Плитченко и Юрий Магалиф. Не забудем и живого сибирского классика, человека-явление Геннадия Прашкевича!

    – Вы много путешествуете. Не устаёте от поездок?

    – Стараюсь не отказывать себе в удовольствии поехать куда хочу. Если я предполагаю или даже уверен, что мне где-то будет интересно, что можно будет взять интервью у незаурядной личности, подготовить журналистский материал о любопытном событии – стартую не раздумывая. Конечно, добраться из дома до, скажем, Мурманска – накладно. Но в Заполярье меня пригласили провести литсеминар, организаторы форума взяли все расходы на себя, что не может не радовать.

    Уже доводилось слышать шутки на тему «Пушкин наше всё, а Татаренко – наше везде!». Но тут есть над чем работать: побывать довелось далеко не всюду. В этом году запланировал визиты в доселе неизвестные мне Абакан, Астрахань, Ставрополь, Тамбов, Калининград, Ереван, Минск…

    В прошлом году посетил лекцию челябинского поэта, переводчика и культуртрегера Нины Ягодинцевой. Она заявила: учёные выяснили, что после 50 интерес к активному получению разного рода информации резко снижается. Вот и проверим, так ли это в моём случае! (смеётся)

    – Вы опубликовали около 500 бесед с известными людьми. А у кого из классиков XIX или XX века хотели бы взять интервью?

    – Хм, надо подумать…С писателями Камю и Сартром было бы здорово поговорить по-французски. А вот с Набоковым и Бродским – исключительно на русском языке. Всё детство жалел, что рано умер Высоцкий – а я так хотел выразить ему лично своё восхищение многообразием его талантов… Когда в зрелом возрасте писал пьесу про Маяковского, мечтал побывать на его выступлении. А интереснее всего, пожалуй, было бы взять, а после быстро опубликовать «Последнее интервью Гоголя»! О чём спрашивать гениев? О природе творчества, разумеется. А также о том, какой талант важнее – влюбляться или разлюблять?

    – Вы часто спрашиваете героев своих интервью: «Русский язык сильно меняется: сокращается лексический запас, появляются новые грамматические конструкции и заимствования… Как вы думаете, к чему это приведёт?» А как сами ответили бы на этот вопрос?

    – Впервые на эту тему мы поговорили с чудесным Максимом Кронгаузом, когда в 2018 году он выступал в ГПНТБ СО РАН. С тех пор адресую вопрос о перспективах развития некогда «великого и могучего» многим действующим лицам отечественной литературы – и никак не удовлетворюсь ответами.

    Мне сложно разделить оптимизм тех, кто уверен, что с русским языком всё будет хорошо. Особо расстраивает триумфальное шествие по страницам и экранам Его величества Смайлика. Налицо оптимизация усилий, в том числе и в ситуации описания эмоций, событий. Заход смайликов из частной переписки в художественную литературу и публицистику – дело ближайшего времени.

    Довольно часто приходится слышать от коллег: прекрати брюзжать, Россия по-прежнему страна талантов и тому подобное. Но откуда берутся таланты – в той же литературе? Из сотен тысяч ребят, развивающих свои литспособности и чувство языка, пишущих и работающих над словом. Последние несколько лет я регулярно выступаю перед школьниками – разного возраста и места жительства. Всюду одна и та же картина: у подавляющего большинства нет базовых знаний о литературе, истории, они не в состоянии написать поэтический экспромт заданным размером. Откуда же взяться новым Есениным и Ахматовым?

    Конечно, нужен системный подход в просвещении. Современный ребёнок убеждён, что красота и гармония – это компьютерные игры и ролики в соцсетях. Но если показать подростку тропинку от рэпа к Бродскому, уверен, перезагрузка произойдёт быстро и качественно. Ведь творческая активность заложена в нас с самого рождения.

    Сергей ЯРЕМЧУК

    Фото К. Скабардиной

    17.03.2023, 19:27 Маша Бершадская
    Юра, С ЮБИЛЕЕМ!
    17.03.2023, 04:52 Ирина
    Юра, С Юбилеем, наш гений ! Гордимся! Твои Одноклассники Абэвэгэдэшки

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Искусство преображает мир!»
    364 0
    "Навигатор" № 45 (1467) от 15.11.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Стучаться в разные двери!»
    436 0
    "Навигатор" № 43 (1465) от 01.11.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Стихи читают в одиночестве!»
    334 0
    "Навигатор" № 42 (1464) от 25.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Главное – мастерство»
    339 0
    "Навигатор" № 41 (1463) от 18.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Поэзия травмоопасна!»
    1205 3
    "Навигатор" № 40 (1462) от 11.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Главное в дирижёре – жертвенный образ жизни»
    446 0
    "Навигатор" № 38 (1460) от 27.09.24

    Популярное