Кому много дано
Кому много дано
Я смотрю на черно-белую фотографию тридцатипятилетней давности, стараясь узнать на ней кого-то из тех людей, с кем познакомилась вчера. И не узнаю никого, кроме молодой симпатичной женщины, окруженной мальчиками и девочками. Это классный руководитель, учитель биологии и химии, а еще вторая мама (так они ее до сих пор называют!) каждого из учеников этого класса – Нина Дмитриевна Романова.
Впрочем, сама Нина Дмитриевна считает, что прежние ребята совсем не изменились. Видимо, потому что встречается с ними часто. Раз в году – обязательно. Это с теми, кто в зоне досягаемости. А скольких из 33 выпускников 10«б» бывшей 166-й школы, а теперь гимназии №5 судьба разбросала по свету! Но на то она и вторая мама, чтобы знать: кто, где и как. Вести от них она получает из Москвы, Питера, Иркутска, Краснодара, Мариуполя и других городов и стран – США, Германии, Израиля. С тех пор как в 1970 году молодая учительница приняла под свою опеку этот «трудный» математический класс, набранный из трех, ей удалось сдружить ребят крепко и надолго. Хотя сдружились-то они, конечно, сами, но без той атмосферы тепла и понимания, заполнявшей их школьную жизнь благодаря и Нине Дмитриевне, и другим учителям, думается, дружба не была бы столь прочной и, не выйдя за пределы школьных стен, осталась бы хрупким воспоминанием. А так на протяжении многих лет и учителя, и выпускники были вместе и в радости и в беде, не оставались равнодушными ни к взлетам, ни к падениям друг друга, записывая их на общий и личный счет. Нина Дмитриевна по праву гордится, что многие из выпуска связали свою жизнь с наукой, многие стали медиками. Кто-то посвятил себя работе с детьми. Значит, ее уроки не прошли даром.
– Нина Дмитриевна, вы обмолвились, что класс был трудным. В чем это выражалось?
– О предстоящих трудностях Петр Спиридонович Сиволобов (директор школы в 1965-1987 гг. – Прим. ред.) предупредил меня сразу и спросил: «Возьмешься?» Я согласилась. Каждый ребенок здесь был личностью. У каждого своя точка зрения, которую он упорно отстаивал. Бывали и ссоры, и драки. Приходилось мирить, разбираться в причинах конфликтов. Но всегда оказывалось, что споры возникали по делу. Была и борьба за лидерство. Сейчас среди выпускников этого класса немало руководителей, людей, достигнувших определенного положения в обществе. Это берет начало из школьных лет. Были у нас и претенденты на исключение. Мне нужно было отстаивать их перед начальством, ручаться за них. В итоге они меня все-таки не подвели.
И много тягостных переживаний выпало на учительскую, нет, прежде всего на человеческую долю. Со слезами на глазах вспоминает Нина Дмитриевна Валерия Ковалевского, Марию Киселеву (по мужу – Капранова), Константина Коновалова, рано покинувших этот мир.
Нельзя стать замечательным учителем, а тем более близким человеком для неродных по крови детей, используя лишь теоретические знания и отводя место работе только в голове, но не в душе.
– Нам повезло с педагогами. Это были призванные люди, – говорят на встрече бывшие мальчики и девочки, а теперь взрослые люди, вырастившие своих детей, успевшие сравнить себя с ними, своих учителей – с учителями своих любимых чад.
Вот фрагменты воспоминаний людей, собравшихся за праздничным столом 5 октября, в День учителя.
О ВЗАИМОПОМОЩИ
В марте 1975 года у классного руководителя появилась на свет третья дочь. Класс был выпускным, и спустя всего две недели после родов Нина Дмитриевна вернулась к работе. И пока любимый педагог писала своим ученикам характеристики, те прогуливались с коляской, в которой лежала маленькая Юля.
На тот короткий срок, пока Нина Дмитриевна отсутствовала, ее обязанности взяла на себя Галина Дмитриевна Сиволобова, учитель математики и жена директора. Ее заботу, доброту, удивительный преподавательский дар ценят и помнят. А она вспоминает тяжелое время, когда перенесла операцию. Ребята пришли в больницу и увидели ее сильно похудевшей. Они решили, что здесь плохо кормят и начали собирать деньги на гостинцы для учителя. Когда Галина Дмитриевна узнала об этом, она была очень тронута, но попросила не беспокоиться – питания, конечно же, хватало, и благое начинание пришлось останавливать с помощью классного руководителя. Придя после болезни в школу, она снова испытала на себе любовь учеников. Во время уроков стояла полная тишина, дети следили за каждым шагом и жестом учительницы, переживая за ее здоровье.
В 10-м классе появился новенький – Володя Ухов. По сути, он был второгодником, правда необычным. Имея хороший аттестат об окончании средней школы, он собирался поступать в вуз, но как-то выяснилось, что его знания не на самом высоком уровне (он обучался в школе с другими возможностями и требованиями). Его отец упросил директора принять сына снова в 10-й класс – подучиться получше. И в этом ему очень помогли одноклассники: в выпускном они уже проходили программу 1-го курса университета, и если Володе что-то было непонятно, никто не смеялся над ним, а наоборот, товарищи терпеливо объясняли. Сейчас Владимир Ухов живет на Камчатке. Он переписывается с друзьями по интернету и говорит, что, проучившись в предыдущей школе много лет, не поддерживает связи ни с кем, а продолжает общаться с теми, кто учился с ним всего один год.
Случаев дружеской помощи и поддержки в архиве памяти собравшихся масса. Невозможно рассказать обо всех, но еще один, может быть не слишком важный, зато закончившийся курьезом, хочется привести. На фестивале поэзии Евтушенко перед самым выступлением у юной чтицы разошлась молния на платье – вот досада! Тогда одноклассникам пришло в голову накинуть ей на плечи красивую шаль, позаимствованную у другой девочки. В итоге жюри набавило участнице балл – за костюм!
ОБ УЧИТЕЛЯХ
– Классный был директор! Больше таких нет, – произносит Александр Алтухов, когда речь заходит о Петре Спиридоновиче Сиволобове.
Действительно, Петр Спиридонович стал легендарным директором, при котором 166-я школа пережила свой расцвет. Об этом Романова писала в статье «Моя вторая семья» (см. «Навигатор» от 4 июля. – Прим. ред.). Но мне интересно было услышать о нем от близкого человека. Его вдова Галина Дмитриевна вспоминает мужа как очень доброго, спокойного человека, который за всю их совместную жизнь никогда не повысил голоса. Таким же он был и с коллегами, и с ребятами.
– Как же так, – удивляюсь я, – разве директор не должен отдавать распоряжения командирским голосом? Чем же он брал?
– Порядочностью, душевностью, любовью. Он очень любил детей – и своих, и чужих, – отвечает Галина Дмитриевна и рассказывает, как однажды в школьном дворе директор повстречал девочек, выгнанных с урока. Он позвал их в кабинет, напоил чаем, спокойно, по-доброму побеседовал.
– А дома вы часто говорили о школе?
– Никогда. У нас росли сыновья-школьники, так что дома от школы мы все отдыхали. Если нужно было что-то обсудить, уходили в лес.
Евгения Георгиевна Сокол была женой и матерью художников. А еще великолепным преподавателем литературы. В годы, когда не все было разрешено даже в Городке, она знакомила своих учеников с Солженицыным. Она хотела, чтобы у каждого было свое мнение по поводу прочитанного произведения, пусть бы даже оно расходилось с общепринятым. Об этом мне рассказала Елена Кудинова (Левичева).
– Что, если бы книга не понравилась и вы бросили ее читать со второй страницы?
– Ну, двойку за это точно бы не поставили. А если еще и сумела обосновать свою позицию, так и пятерку могла получить.
Татьяна Гулей (Маркова) вспомнила урок литературы, который Евгения Георгиевна провела... у себя дома. Она рассказывала о русских сказках, а со стен смотрели картины ее сына Игоря: они были написаны на сказочные сюжеты в необычной манере. Потом учитель достала из сундучка чудные костюмы, в которых позировали художнику. И сказка обернулась явью.
Пришел на встречу класса Идрис Шайхимульевич Аглиулин – преподаватель физики. Предмет, что и говорить, нелегкий, не всем он давался. Когда-то великий педагог Ян Коменский сказал о том, что хороший учитель дает ученику ровно столько, сколько тот может взять. Таким учителем был и остается Идрис Шайхимульевич, который до сих пор учит детей, правда, теперь уже в городской 1-й гимназии.
О ТАКОЙ РАЗНОЙ ЛЮБВИ
Я сижу за столом рядом с супругами Левичевыми. Евгений слыл шутником и острословом. Елена тоже за словом в карман не лезет – убеждаюсь в этом, задав вопрос:
– Вы ощущали какие-то особенности из-за того, что девочек в классе было в два раза больше мальчиков?
– Да нет. Разве что мальчикам приходилось в два раза больше работать накануне 8 марта, чем нам перед 23 февраля.
Нина Дмитриевна говорит, что пара неразлучна с 9-го класса, как раз тогда среди ребят появилась «новенькая» Лена.
– А началось все с театра. Перед этим был выпуск – и опять театр. Там, где заканчивалась галерка, у моих учеников начиналась любовь. Так получилось, что практически в каждом выпуске есть семейная пара.
И со своим мужем Нина Дмитриевна была знакома со школьной скамьи. Этот союз оказался замечательно прочным, думаю, благодаря взаимному уважению и заботе. Делаю этот вывод, услышав такую историю. Однажды класс пошел в поход. Когда над лесом начал сгущаться сумрак, учительнице вдруг стало страшно – так много детей и она одна! А впереди ночь. И тут неожиданно появляется ее муж. Он нашел их, приехал на велосипеде, помог развести костры, устроиться на ночлег. Утром встречали Первомай.
Не раз приходилось педагогу слышать признание в любви от своих учеников-мальчишек разных выпусков. Был даже влюбленный, часами дежуривший у ее дома. Опять-таки, наверное, тут дело во всеохватывающей теплоте, исходящей от нее.
– Я никогда никого не оставляла в стороне. Как-то раз был смотр строевой подготовки, – вспоминает Нина Дмитриевна. – По всем позициям мы должны были занять первое место. Но под конец стало уже как-то волнительно, и у одного мальчика начался нервный тик, задергались руки. Это было следствием пережитого им горя – гибели отца. Кто-то из жюри сказал мне: «Выведите этого мальчика, иначе первое место мы вам не дадим». Я отказалась. Подошла к Васе, погладила его: «Васенька, успокойся!» И он успокоился, собрался. Мы успешно выступили.
Ученики радовали своего педагога победами на олимпиадах, конкурсах, в «зарницах», КВН. Народ в классе подобрался увлеченный. Почти все занимались спортом – лыжами, гимнастикой, легкой атлетикой, волейболом. Кто-то участвовал в школьном ВИА, где звучали и популярные тогда среди молодежи англоязычные песни, не особо поощряемые школьным руководством. Были театральные постановки.
Проводились мероприятия, объединяющие учителя, учеников и родителей. Это тот «треугольник», о котором не перестает говорить Нина Дмитриевна как о залоге благотворного развития ребенка в школьные годы. Взаимное доверие и дружеские отношения с родителями продлились намного дольше тех пяти лет, что Романова была классным руководителем. Помощь, оказываемую ими в работе с детьми, она вспоминает с большой благодарностью. И благодарность эта выражается не только словами, но и делами.
Скольким своим выпускникам она помогла советом, искренним участием! И они помнят об этом и потому приводят к любимой учительнице своих детей. Вот и сегодня, например, Александр Алтухов пришел с сыном, Ирина Иванова (Чистякова) и Ольга Рябых (Кадырова) принесли фотографии дочерей, и Нина Дмитриевна говорит, что девочки не только красавицы, но и умницы! Она, как мне показалось, знакома с каждым членом семьи бывших учеников, с каждым более или менее значимым событием в их жизни – так много она рассказала о каждом пришедшем на встречу.
Я гляжу на бывших мальчиков и девочек, на их наставников, ставших для них близкими людьми, слушаю поздравительные речи и простой разговор и думаю, как много им всем дано и как бережно они относятся к этой данности.
Ирина ЛЕВКОВСКАЯ
Комментарии