Как помочь первокласснику
Как помочь первокласснику
Поступление в первый класс – ответственное мероприятие не только для ребенка, но и для всей семьи. Первый год обучения в школе, а особенно первая четверть – это серьезное испытание. Именно этот период проявляет все родительские недоработки: недостаточное внимание к ребенку, непонимание его особенностей, неумение деликатно прийти на помощь.
На время начального школьного обучения приходится очередной возрастной кризис. Он не такой бурный, как кризис трех лет или переходного возраста. У семилетних детей его принято называть кризисом утраты спонтанности. Правила, установленные родителями, становятся для ребенка воплощением «детского» мира, от которого он скорее хочет отойти. Ребенок чувствует острую потребность быть взрослым, принимать самостоятельные решения. Поэтому для семилетки становятся важны новые правила, символизирующие его причастность к миру взрослых. Во многом этому способствует сама среда, в которой воспитываются дети. С малолетства ребенку внушается, что когда он подрастет, то сможет пойти в школу. Следовательно, став школьником, ребенок рассчитывает стать «взрослым». Поэтому важно, чтобы новые правила отражали не только появившиеся обязанности, но и отмечали расширение прав. Например, теперь ребенок может самостоятельно совершать покупки в магазине или на полчаса позже ложиться спать.
Желательно до начала обучения выяснить тип темперамента ребенка. Детям с разными темпераментами может понадобиться различная помощь родителей при адаптации к школе. Например, для легковозбудимого холерика нужно научить регламентировать действия и время. Для обстоятельного флегматика более актуальными могут оказаться упражнения на реакцию, здесь будет полезна любая игра «кто быстрее догадается».
Для первоклассника оценка на словах и оценка в дневнике необыкновенно важна. В школе все дети хотят получать только пятерки. Если на это вполне закономерное желание ребенка накладываются амбиции родителей, требующих от сына или дочери только высоких оценок, первокласснику приходится очень тяжело. Родителям очень важно искренне радоваться успехам маленького ученика, хвалить за пятерки. И в то же время необходимо подчеркивать приоритетность именно хороших знаний, а не хороших оценок. Не стоит огорчаться, увидев случайную тройку в тетрадке. И тем более не стоит наказывать первоклассника – он и так расстроен неудачей.
Школа – новый мир, на который ребенок смотрит с восторгом. Родители могут поддержать этот интерес. Спрашивая о том, что было в школе, мама может либо жестко контролировать, либо проявлять внимание и заботу. Очень часто на формальный вопрос «как дела в школе?» следует не менее формальный ответ «нормально». Если вы чувствуете, что задаете вопрос для галочки, следует сознательно его изменить, например:
– Что самого-самого интересного ты узнал сегодня?
– Что тебе понравилось в школе? Что не понравилось?
– На каком уроке было интереснее всего?
Все эти вопросы помогут поддержать доверительный разговор. Помимо удержания родительского интереса такая формулировка будет учить ребенка структурировать информацию, выделять главные и второстепенные события.
Поступление в первый класс может стать не только испытанием, но и прекрасной возможностью выстроить свои отношения с ребенком на качественно ином уровне.
А. Бердникова,
психолог (тел. 8-913-905-09-40)
* * *
21 августа детский психолог Анна Бердникова проводит трехчасовой групповой тренинг для родителей, посвященный адаптации первоклассника к школе. Тренинг пройдет с 10 до 13 часов, место проведения уточняется. Справки по телефону 8-913-922-37-28.
Комментарии