Жадина-говядина
Жадина-говядина
Моей дочке два годика и у нее не складываются отношения со сверстниками. Маша трепетно относится к своим игрушкам – не берет чужих, но и никому не дает свои. Если кто-то приближается к ее ведерку, она поднимает крик. Дети во дворе это поняли и частенько ее провоцируют. В последнее время Маша предпочитает гулять одна. Но когда к нам приходит моя подруга с семилетней дочерью, Маша с удовольствием показывает ей свои новые игрушки и даже готова их подарить. Бабушка, которая занимается с Машей днем, считает, что внучка – просто жадина, и испытывает неловкость во время прогулки. Как исправить ситуацию?
Ваша дочь вовсе не жадина. Об этом говорят ее отношения с дочерью вашей подруги, ее готовность делиться и отдавать.
На площадке малышка стала заложницей обстоятельств, попала в ловушку. Рассмотрим внимательно, как это могло произойти. В какой-то момент девочка не захотела поделиться своей игрушкой, и, надо сказать, имела на это полное право. На нее начали давить: необходимо делиться, жадничать некрасиво… Чем больше на Машу давили, тем меньше ей хотелось делиться. Но протестовать она могла единственным доступным ей способом – криком. Круг замкнулся: чем больше девочку побуждают отдать игрушки, тем меньше ей этого хочется, тем сильнее она кричит. Чем энергичнее ее протест, тем интенсивнее окружающие пытаются ее усовестить и заставить-таки делиться. После того как ситуация повторилась два-три раза Маша приобрела ярлык жадины. Она выходит на прогулку, вокруг сразу же сгущается напряжение: жадина вышла! Ребенок может не понимать смысла происходящего, но эмоциональное напряжение чувствует и она, и другие дети, провоцирующие ее. Ведь если между Машей и другим ребенком происходит какой-либо конфликт, никто из взрослых не будет вникать в его суть, а сразу решит, что причина в Маше.
Окружение на прогулках становится враждебным. Поэтому неудивительно, что она предпочитает одиночество. Что самое неприятное: бабушка – близкий и любимый человек – тоже становится на сторону враждебного окружения, не желая ни понять, ни защитить свою внучку.
Сейчас важно помочь Маше справиться с происходящим и поддержать ее. Во-первых, необходимо временно сменить место прогулок – погулять там, где Машу никто не знает как «жадину».
Во-вторых, лучше гулять с малым количеством игрушек. Оптимально – одна или две, чтобы они помещались в руки. В этом случае будет легче вмешаться и предотвратить конфликт.
В-третьих, обязательно вмешиваться, если кто-то пытается покушаться на Машины игрушки. Необходимо заступаться за малышку. Например, к девочке подходит другой ребенок и пытается взять у нее игрушку из рук. В этот момент нужно присесть рядом и сказать «захватчику», что это Машина игрушка, когда она захочет, то поделится, а пока игрушка нужна ей самой. С одной стороны, девочка чувствует, что находится под защитой, ее никто не сможет обидеть, когда мама рядом. Это благотворно скажется в будущем на доверительных отношениях мамы и дочки. С другой стороны – девочка получает разрешение не делиться. Это очень важное ощущение: когда оно есть, не нужно бороться за вещи и отстаивать право собственности криком. Когда ребенок может выбирать – дать ему игрушку или не дать, ему гораздо проще научиться делиться добровольно. В настоящий момент Маша не имеет такого выбора, и окружающие ее осуждают за «жадное» поведение.
В-четвертых, нужно поговорить с бабушкой. Важно, чтобы она поддерживала общую линию поведения в конфликтных ситуациях.
А. Бердникова,
психолог (тел. 8-913-905-09-40)
Комментарии