«История ближе, чем мы думаем»
«История ближе, чем мы думаем»
На прошедшем в конце ноября XIV Всероссийском литературном фестивале «Белое пятно» выступили 13 авторов разных жанров. Творческие встречи проводились на нескольких площадках. В читальном зале НГУ выступил учёный-историк из Екатеринбурга.
Сергей Станиславович БЕЛЯКОВ – историк, литературный критик, писатель. Родился 1 октября 1976 года в Свердловске. Окончил исторический факультет Уральского госуниверситета. С 2004 года состоит в Уральском отделении Российского общества интеллектуальной истории. В 2006-м защитил кандидатскую диссертацию.
В августе-сентябре 1998-го, ещё перед началом занятий в вузе, написал первую научную статью о писателе Юрии Олеше, позднее опубликованную в журнале «Урал». После окончания университета уже 20 лет работает в редакции этого издания, с 2005 года – заместителем главного редактора.
Печатается в столичных литературных журналах «Новый мир», «Знамя», «Октябрь», «Континент», «Вопросы литературы». Выступает в качестве колумниста в электронных СМИ.
Автор монографии «Усташи: между фашизмом и этническим национализмом» (2009), книг «Гумилёв сын Гумилёва» (2012), «Тень Мазепы: украинская нация в эпоху Гоголя» (2016), «Весна народов. Русские и украинцы между Булгаковым и Петлюрой» (2019), «Парижские мальчики в сталинской Москве» (2021).
Активный участник современного российского литературного процесса, был членом жюри многих премий: им. Бажова, им. Казакова, «Национальный бестселлер», «Русский Букер», «Премии Ивана Петровича Белкина» и др.
Творческий метод
Слушая Сергея Белякова, понимаешь: история нашего государства не только в архивах и учебниках, она гораздо ближе – в русской литературе. Если вдумчиво читать классиков – Н. Гоголя, Т. Шевченко, В. Короленко и других, то многое в судьбах русского народа становится яснее. А именно то, что народ, а не политики и признанные интеллектуалы определяют ход исторических преобразований.
– Мне интересно работать так, как работал Лев Николаевич Гумилёв. Он говорил, что писать надо основательно-научно, и чтобы это было интересно читать, как Майн Рида. Стараюсь двигаться именно в этом направлении: заниматься серьёзными исследованиями, но делать это так, чтобы они были интересны не только узкому кругу специалистов, но и широкому читателю.
Не умею сочинять, я не прозаик. Работаю как историк. Не могу, да и не имею права додумывать, хотя иногда хочется. Интересно было бы домыслить, что всё-таки произошло в личной жизни Георгия Эфрона – героя книги «Парижские мальчики в сталинской Москве», что произошло в его личной жизни осенью-зимой 1943-1944 годов. Там есть настоящие тайны. Интересно было бы домыслить обстоятельства гибели Евгения Петрова (Евгения Катаева), соавтора «12 стульев», который погиб в авиакатастрофе.
Большая литература
– Был 2010 год. Я много занимался литературной критикой, но это очень узкая область исследований. Чтобы быть критиком, надо как можно меньше иметь литературных знакомств, надо сидеть дома с текстами и ни с кем не водиться. А когда на литсеминарах общаешься с героями критических материалов, то вольно или невольно на них смотришь и уже не так свободен в своей работе.
Тогда подумал, что скоро, в 2012-м, юбилей Льва Николаевича Гумилёва. Среди его учеников практически не было историков, а чтобы написать хорошую биографию в рамках ЖЗЛ, нужен историк. Вот и решил написать книгу о нём. После семинара молодых писателей пришёл в «Молодую гвардию», где издают серию «Жизнь замечательных людей», но там сказали, что у них подобная работа есть. К тому времени я уже был знаком с замечательным издателем Еленой Шубиной. Мы заключили договор. Она просила прислать несколько глав будущей книги, и ей очень понравилось. Эти части мы потом публиковали в журнале «Новый мир», после выхода книги.
Книгу выпустили к 1 октября 2012-го (01.10.1912 – день рождения Л.Н. Гумилёва. – Прим. ред.). Получается, работал над ней всего года полтора, что невероятно быстро для издания объёмом 800 страниц. Это стало возможным, потому что я интересовался творчеством Льва Гумилёва с 15 лет и некоторые его книги даже знал наизусть.
Тень Мазепы
– Однажды в метро начал читать поэму Тараса Шевченко «Гайдамаки» и зачитался... Так я переключился на украинскую тему и решил замахнуться на эскиз к портрету целой нации.
Книга «Тень Мазепы...» уникальна, в украинистике подобной нет. С гордостью об этом говорю, потому что все нормальные учёные пишут на узкие темы, в том числе и я. Чем конкретнее предмет изучения, тем проще. А тут тема необъятная, для научного института. Современные исследователи сосредотачиваются на судьбах политиков или интеллектуалов. А ведь главное действующее лицо в истории – народ.
И я решил написать книгу о народе. И заодно проверить, была ли украинская нация и русская нация. Работать над «Тенью Мазепы...» было очень сложно. Даже не пойму, как её так быстро написал. Потом, правда, переписал в значительной степени. И меня сначала даже расстроило, что ей дали маленький тираж.
А «Весна народов» – это продолжение книги «Тень Мазепы».
К новым книгам
– Одновременно с большими формами пишу статьи. Надеюсь, что со временем они вырастут в книги. Как, например, «Парижские мальчики в сталинской Москве»: основные моменты романа были изданы статьёй в журнале «Новый мир».
Идей интересных много. Сейчас пишу книгу с рабочим названием «Братья Катаевы», где главным героем будет младший брат Валентина Катаева – Евгений Петров. Почему-то он обойдён вниманием биографов. Его жизнь окружена легендами и мифами. Хочется пробиться через них к истине, показать, насколько возможно, что это был за человек.
Видео со встречи с Сергеем Беляковым в НГУ можно посмотреть по адресу: https://youtu.be/Sv-LKVHxiZ0.
Евгений МАРКОВ
Фото автора
Комментарии