• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Комментарии
  • Рубрики
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 18:26 понедельник, 21 января
    Академгородок:
    Пробки: 6 баллов
    21.01.2019
    USD: 66.36
    EUR: 75.55
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • Искать и находить

    Искать и находить

    Искать и находить

     

    «Мне всегда было интересно что-либо делать вместе с кем-нибудь. И чем больше народу, тем интересней», – с этих слов начинаются воспоминания Петра АНОФРИКОВА, основателя и художественного руководителя детской киностудии «Поиск». Ей в этом году исполняется 45 лет.

    Азбука кинолюбителя

    Помню, когда увидел первый мультик в сельском клубе, то, придя домой, рисовал кадры из него, которые остались в памяти.
    В шестом классе сделал деревянный кинопроектор и нарисовал на бумажной ленте фильм для него.

    Мой дядя из Воркуты как-то привёз с собой кинокамеру «Кварц» и кинопроектор «Луч», показал нам кино, снятое им в тундре. И тут вдруг понял, что тоже смогу снимать.

    Купил книжку «Азбука кинолюбителя», благодаря которой выбрал себе 8-миллиметровую кинокамеру «Кама». Она стоила 30 рублей – год копил. Это было в 1965-м, когда я был в старших классах. С тех пор делаю кино.

    Потом учился в НЭТИ, работал на заводе «Электросигнал», в центральных авторемонтных мастерских Сибакадемстроя, откуда меня Юрий Мигулёв пригласил в комитет комсомола стройки. Там мы выпускали «Комсомольский прожектор», писали статьи в газету «Академстроевец», фотографировали и, конечно, снимали кино.

    А потом я перешёл в ДК «Юность», где и организовал фото-киноклуб «Поиск». Первая встреча его участников состоялась 29 апреля 1973 года. В то время у нас никакого кинооборудования не было. Но было огромное желание делать игровые кинокомедии. И в течение трёх лет мы работали над фильмом «Кото-Васия» в профессиональном формате 35-мм.

    Сохранился киножурнал, который сняли студенты Кемеровского института культуры, приехавшие к нам в 1980 году на практику. На кадрах – человек пятнадцать взрослых мужиков, которые тогда занимались в «Поиске» и создавали в течение двух десятков лет нашу базу. За это время снято несколько кинокомедий и документальных фильмов. Но наши работы сложно было оценивать на областных конкурсах: они в основном посвящались очередному съезду, а ваш фильм про пьяниц. И тогда с 1980-м мы стали проводить всесоюзный конкурс любительских кинокомедий «Гаврила», на который приезжали кинолюбители-авторы со всей страны – от Магадана до Бреста. На козырьке «Юности» сидела восьмиметровая фигура «Гаврилы». Битком набитый зал едва вмещал всех желающих.

    Гаврила был кинолюбитель,
    Гаврила фильмы создавал,
    И наш простой советский зритель
    В них правду жизни узнавал…

    Это продолжалось два года, пока председатель жюри А.В. Зельманов не догадался пригласить на фестиваль инструктора обкома партии. После чего меня вызвали в обком и задали вопрос: «А кто отвечать будет, если что?». Фестиваль закрыли на четыре года. В 1986-м в Таллине проходил всемирный кинофестиваль «Уника», где я встретился с председателем Союза кинематографистов СССР Элемом Климовым. Выслушав мой эмоциональный рассказ о «Гавриле», он согласился «отвечать» за наш фестиваль. И с 1987 года мы продолжили его проводить. До 1991 года.

    Счастливый троллейбус

    В то далёкое время все 54 самодеятельных коллектива ДК «Юность» в течение лета выезжали и выступали на различных агитплощадках Академгородка. А мы должны были показывать там своё кино.

    Нам давали самосвал, в который сгружалось довольно громоздкое и тяжёлое оборудование. Приезжали на место, всё расставляли, разматывали провода, вешали экран и ждали. Ждали темноты...

    Все уже станцевали, спели, стихи прочитали – и ушли. А мы сидим, ждём темноты. И дети сидят:

    – Дети, мы поздно начнём. – Сидят. – Дети, кино для взрослых. – Тем более сидят.

    Сеанс начинался только часам к десяти. Сколько же можно мучить таким образом народ? И тогда у нас возникла идея! В автобусе, по моему мнению, на всю жизнь сохраняется устойчивый запах бензина. Для трамвая нужны рельсы, которых в Академгородке нет. А вот троллейбус – идеальный для нас вариант.

    Списанный троллейбус нам выдали за 13,5 тонн металлолома. Начальник мастерских вышел на высокое крыльцо и, обведя рукой двор, торжественно сказал: «Выбирай!»

    И я выбрал трёхдверный ЗИУ-9. Сотрудники сняли с него полутонный двигатель, закрыли окна (кроме лобовых), загрунтовали корпус. А я приехал на тягаче с Володей Миханем, который работал на автобазе АТБ-1 и стал первым водителем нашего троллейбуса. В результате получился зрительный зал на 40 мест, аппаратная для кинопроектора «Украина» и помещение для сотрудников с сейфами для билетов и денег. Наши художники под началом руководителя изостудии Александры Семёновны Марахиной разрисовали троллейбус, ребята с ЗЖБИ-1 установили на крыше кондиционеры.

    В «Старом троллейбусе» работали 30 учеников: бригадир-киномеханик, помощник киномеханика, два контролёра, кассир, художник, шкипер, директор и его зам.

    Замдиректора по зрителю – это очень важная фигура. Он помогал «делать план»: приходил к 9 утра, брал в кассе пачку билетов и обходил все близлежащие детские сады, летние школьные площадки, да и те места, где собиралось больше трёх детей. Например, в группе детсада говорил: «Вот ваш сеанс!» Он не спрашивал – пойдут они в кино или нет. И, как ни странно, все шли.

    В 61-й школе мы быстренько набрали полный комплект сотрудников для работы в июне. На июль привлекли учеников 125-й, в августе – 190-й. Конечно, о наших делах всё знал заведующий районо Сергей Николаевич Смирнов, который, как мог, помогал в этих, на первый взгляд, странных делах. Выдал нам ставки для дневных взрослых дежурных. В дальнейшем наши ребята проходили учёбу и сдавали экзамены в управлении кинофикации Новосибирской области и официально получали право работать киномеханиками. Многие из «троллейбусной братии» (в частности, мой сын Иван) служили киномеханиками в армии.

    В конце августа оказалось, что за 1982 год через 40-местный зрительный зал детского кинотеатра «Старый троллейбус» только по билетам прошло 25 тысяч юных зрителей. Конечно, были и те (друзья и знакомые кроликов), кого контролёры и все остальные сотрудники пропускали без билетов. Оказалось, что это в десять раз больше, чем за тот же период прошло через 850-местный кинозал ДК «Юность».

    Когда в 1983 году в летнее время в ДК «Юность» отменили детские сеансы, через «Старый троллейбус» прошло 27 тысяч зрителей. В 1984-м и 1986-м – 28 тысяч, в 1985-м – 30 тысяч зрителей.

    Кроме этого, мы организовали в «Поиске» межшкольный кинотеатр, куда приходили ученики первых-третьих классов, которым мы показывали фильмы «Физика для малышей» и «Геометрия для малышей» новосибирского кинорежиссёра Леонида Леонидовича Сикорука; провели праздник микрорайона «Лето золотое», в котором участвовало, по нашим подсчётам, десять тысяч человек, потом вывели 1750 детей начальных классов из 163 и 190 школ на очистку близлежащего леса в «День благодарного леса», потом… Много чего было потом.

    Но главное, в «Старом троллейбусе» нам удалось создать определенный нравственный климат. Все подъезды в округе были исписаны вдоль и поперёк. А на троллейбусе не было ни одной царапины, ни одной надписи. Добились, что у кинотеатра никто не курил, территория вокруг содержалась в идеальном порядке.

    Каковы причины успешной деятельности кинотеатра? Прежде всего, территориальная причина. ДК «Юность» стоит на отшибе, на краю микрорайона. И добраться до него, да ещё с маленькими детьми, не так-то просто. А наш троллейбус стоял практически в центре сферы влияния, в большом закрытом зелёном дворе, где не было движения транспорта. Родители смело отпускали сюда детей, даже маленьких.

    Потом – временная причина. В нашем ДК проходило два сеанса в неделю. А в «Старом троллейбусе» – до 15 в день! Причём без выходных.

    Далее, работа со зрителем. Организованный зритель благодаря усилиям наших администраторов в кинотеатре составлял большинство.

    Немаловажный фактор – внешний вид кинотеатра. Многие дети, особенно маленькие, воспринимали его как своеобразный аттракцион.

    Работа в кинотеатре самих школьников тоже влияла на зрителя. Для многих «Старый троллейбус» – что-то родное, близкое и доступное. Он стал достопримечательностью наших микрорайонов и работать здесь было престижно.

    Закончилось всё традиционно: на территории большого двора, где была агитплощадка и стоял «Старый троллейбус», снесли деревянные двухэтажные дома и построили огромный кирпичный многоквартирник...

    Любители поблеять и погоготать

    А первое лето работы «Старого троллейбуса закончилось вот так: вторая половина августа – я «никакой», еле живой и страшно уставший. Дали путёвку в санаторий «Сосновка». Загораем мы с пятилетней дочерью Катей на пляже, как вдруг появляется депутация «троллейбусников»:

    – Да, лето кончилось, но мы не хотим расставаться!

    – А кто заставляет? Давайте организуем в «Поиске» секцию любителей кино.

    Она заработала с сентября 1982 года. Я собрал родителей моих «троллейбусников» и договорился с ними, что дети в субботу возвращаться домой не в 21 час, а в 22. Но мальчики проводят девочек «до ручки» (до ручки на входной двери квартир). Родители не возражали...

    В нашей «секции любителей кино», как и в «Старом троллейбусе», было четыре бригады, которые по очереди проводили встречи, посвящённые какому-то фильму. Для этого надо было подготовить вступительное слово, а значит, перед этим почитать журнал «Искусство кино», показать кино, напоить всех чаем и провести дискуссию. А потом я садился за пианино, и мы хором пели: песню «А», песню «Б» (про баранов, где надо было блеять «Бэ-э-э»), песню «Г» - «Гоготать, по гусиному», песню «Ц» и так далее...

    На просмотры собиралось человек 50. Было очень интересно.

    В Москву, в Москву!

    К осенним каникулам обком комсомола нам выделил путёвку БММТ «Спутник» на 40 человек для поездки в столицу.

    Когда ребята об этом узнали, то раздобыли план вагона, распределили места (девочки – в середину, мальчики – по краям). По примеру дежурств в «Старом троллейбусе» два раза в день организовали посменную влажную уборку. Обалдевшая проводница, которой в течение всей поездки ничего не надо было делать, собрала стаканы со всего поезда и поила нас чаем.

    Жили в Измайловском комплексе в двухместных номерах с 16 по 28 этаж. В каждой комнате – телефон. Роскошь!

    Мы побывали на «Мосфильме», где в это время Эльдар Рязанов снимал фильм «О бедном гусаре замолвите слово» (через несколько лет режиссёр приедет к нам в гости), на студии «Союзмультфильм», где познакомились с великим Юрием Норштейном (он до сих пор является нашим близким другом, без него «Поиск» никогда бы не стал заниматься мультипликацией). Конечно, мы бродили по праздничной Москве (ведь всё происходило в дни празднования 7 ноября), любовались салютом, ездили на метро...

    Педагогические хитрости

    Одного из наших активистов из-за «возмутительного» поведения в школе в Москву не отпустил классный руководитель – учитель биологии. Конфликт дошёл до того, что парня перестали вызывать на уроках, а гордость не позволяла юноше самому поднимать руку. И я кое-что придумал.

    Несколько лет назад, когда ещё снимал дипломный фильм про капитана обского буксира Манакова, в рейс со мной ходил приятель, замечательный физик Владимир Алексеевич Лебедев. Всю дорогу он рассказывал про нашего разведчика Блейка, который стоял у истоков создания американского ЦРУ. Популярный в те годы фильм «Мёртвый сезон» был фактически снят по мотивам этой истории. На просмотр двух серий картины я и пригласил Лебедева. А потом мы говорили с ребятами о личности разведчика, о его характере.

    – Ну что, хотите проверить свою волю? – спросил я у ребят. – Ну так вот, дорогие разведчики, на следующей неделе по каждому предмету в школе надо получить пятёрку. Четвёрки не считаются.

    Было такое ощущение, что публику облили холодной водой.

    – Я больше недели не выдержу! – первым очухался Боря Гробов, который и тройку-то не всегда имел.

    – А как мы волю отличников будем проверять? – провокационный вопрос задал Борис Игнатов, который сейчас живёт в Израиле.
    Но таких оказалось очень мало – только одна Валя Кашина.

    Через неделю ребята принесли от двух до десяти пятёрок, а наш подопечный – восемь, в том числе по биологии. После школы он окончил мединститут, работал врачом.

    А дальше мы шефствовали над Новошмаковским детским домом. Участвовать в этом деле совместно с НГУ и Сибакадемстроем предложил нам Юрий Мигулёв, который тогда был третьим секретарём парткома организации. Мы «Поиском» ездили в Новошмаково, проводили всякие праздники, показывали кино, дарили подарки, чистили у них во дворе снег и играли.

    Детдом находился километрах в 30-ти от Черепанова, там жило 90 детей от трёх до семи лет. Правда, настоящих сирот среди них было человек девять, остальные имели родителей...

    Когда я туда приезжал, малыши встречали словами: «Папа!», и это производило сильное впечатление.
    К нам в студию в те годы ходила одна десятиклассница, у которой за первое полугодие было 40 дней пропусков (мама даже хотела её в вечёрку переводить). И я отправил её в гости к воспитанникам детского дома. Вернулась она совершенно другим человеком. С тех пор особых проблем с учёбой не было.

    Шкипера заправляют

    Лето 1982 года было жарким, и наши зрители выходили из «Старого троллейбуса», как из бани. Так хотелось искупаться…
    В это время к нам «прибился» архитектор Владимир Каширин с его необычным мышлением: «Если от троллейбуса до моря далеко, то надо море подтащить к троллейбусу!»

    Володя предложил сделать плескательный бассейн в виде подводной лодки длиной метров пятнадцать, глубиной – в тридцать, сорок и семьдесят сантиметров, вокруг песчаный пляж с раздевалкой, питьевой фонтанчик под бакен и солнечные часы. Красота!

    Начальнику Сибакадемстроя Геннадию Дмитриевичу Лыкову показали чертежи Каширина и попросили дать материалы. Дали. А ещё выделили подмогу в виде бывшего начальника отдела строительных материалов УПТК Павла Федотовича Остапенко, который отлично разбирался в особенностях строительства. Он ругался с шоферами, которые чего-то недовезли, а мы строили.

    Прежде чем начать строить, Каширин согласовал все наши инициативы с администрацией района и ГИПРОНИИ. Потом над нами взял шефство партком Сибакадемстроя в лице первого секретаря Бориса Сергеевича Кочетова.

    Как-то у него на совещании замглавного инженера СМУ-7 В.М. Тетенюк заметил: «Наши профессиональные строители в течение полугода строили бассейн для охлаждения воды из холодильников столовой у Дома быта. И бассейн побежал. А вы хотите силами ребят построить такое сложное гидротехническое сооружение? Ничего у вас не выйдет!». На что получил от меня ответ: «Я искупаю Вас в нашем бассейне!»

    На бассейн и велосипедную дорожку вокруг двора ушло 80 кубов бетона. Миксеров в то время было мало, и нам возили раствор в самосвалах. Мы его принимали и без сил падали. Так продолжалось примерно неделю. А потом приспособились и принимали уже за раз две машины. Бассейн получился такой, как мы хотели. Его назвали «Гаврик». Установили мачту и каждое утро на ней поднимали флаг.

    В речном училище купил 10 морских форм (белый верх, чёрный низ). Ребят, которые дежурили на бассейне, мы почему-то звали «шкиперами», хотя шкипер – это капитан на несамоходном судне. Им помогали юнги – дошкольники, которые носили на рукаве повязку с якорьком, чистили и мыли бассейн, наливали и сливали из него воду и следили, чтобы в него не лазили собаки. Наше сооружение приезжал принимать сам Г.Д. Лыков – хвалил.

    За сказочной «Жар-Птицей»

    Мультипликация овладела нашими умами ещё в те времена, когда мои воспитанники Саша Тюстин, Дима Мазечкин, Боря Гробов и Игорь Бахтин служили в армии и учились в Кемеровском институте культуры. Техника перекладки, в которой, кстати, работает Норштейн, устраивала нас: она хорошо подходила под технологическую базу, была проста.

    Тюстин набрал 5-6-летних ребятишек и стал делать с ними мультики. Потом к нам пришли работать Екатерина Глущенко и Ирина Горина, появились свой звукооператор, проявщик плёнки и монтажёр. И студия заработала на полную катушку.

    Наши первые фильмы на международном конкурсе «Золотая рыбка» были оценены довольно высоко, позже даже заработали «Гран-при». Но этого было мало...

    На наш первый мультфестиваль «Жар-Птица» приехало 17 детских студий со всей России. Не обошлось без поддержки Союза кинематографистов РФ, который возглавлял Никита Михалков.

    Председателем оргкомитета фестиваля стал вице-губернатор Новосибирской области Андрей Григорьевич Филичев. Мастерами – Леонид Викторович Носырев, кинорежиссёр, профессор ВГИКа, автор замечательного фильма «Волшебное кольцо» (это он привёз нам слова архангелогородского писателя Бориса Шергина «Прибыльное это дело для души – на чужой успех любоваться», ставшие девизом фестиваля), а так же Александр Александрович Мелик-Пашаев, д.псих.н., главный редактор журнала «Искусство в школе», сын знаменитого дирижёра Большого театра. Президентом фестиваля стал Сергей Николаевич Серёгин, московский кинорежиссёр, когда-то работавший на Новосибирской студии телевидения.

    Первый фестиваль прошёл успешно, к нам даже приезжал начальник Управления кинематографии Федерального агентства по культуре и кинематографии С. Лазарук. Но я понимал, что в следующий раз Михалков нам вряд ли поможет – у него могут появиться дела поважнее. И мы стали сами открывать студии авторской детской мультипликации. Сегодня таких в нашей области 24, а по всей России более 160. И процесс продолжается.

    Фокус в том, что, когда дети смотрят профессиональные мультики – они понимают: «Так им не сделать!». А когда наши, сделанные руками юных авторов – особенно дошкольников, то уверены: «А что там делать? Мы тоже так сможем!» Когда появился доступный всем компьютер – студии в стране стали возникать, как грибы. Правда, им перед этим нужен был пример.

    Мы приезжали в разные точки страны, показывали для детской аудитории свои фильмы и спрашивали: «Ну что, будете делать такие мультики?». В ответ получали дружное громкое «да!» В зале, как правило, в это время сидит замглавы района или города по культуре, с которым мы затем и уточняем все технические вопросы.

    Несколько лет назад на меня вышел Марат Рафаилович Нухов, представитель кино-видеообъединения из Ханты-Мансийска с просьбой запустить студии у них в регионе. Так началось наше сотрудничество. В течение семи лет сначала я один, а потом и группа специалистов из «Поиска» ездили туда организовывать студии авторской детской мультипликации.

    В прошлом году после проведения XIV фестиваля, мы предложили его участникам провести в своих городах и посёлках «Эхо «Жар-Птицы». Заинтересованные руководители студий взяли десять лучших его фильмов и у себя дома организовали показ этих мультиков. Многие добавили в эту программу и свои работы. Всё имело большой успех – «Эхо» прошло в Челябинске, Перми, Ялте, Красноярске, Линёво, Багане, Карасуке, Искитиме, Новосибирске, Онохое (Бурятия), р.п. Кольцово, Сургуте, Омске, Москве, Санкт-Петербурге, Междуреченске.

    Теперь мы организовываем Ассоциацию детских студий мультипликации для того, чтобы у нас появилась возможность официально поддерживать и развивать это движение.

    Много лет назад написали четыре методических пособия о том, как должна работать такая студия, была опубликована толстая книга «Полёт «Жар-Птицы», в которой собран опыт руководителей детских мультстудий страны, приложены наиболее интересные детские авторские мультики. Кинорежиссёр Светлана Бархатова сняла документальный фильм «Восьмая феечка» о методах работы одного из ведущих преподавателей детской киностудии «Поиск» Елены Роальдовны Тихоновой.

    Когда наши мультики стали успешно демонстрироваться для широкой зрительской аудитории, к нам стали обращаться школьные учителя, которые хотели бы познакомить своих учеников с настоящим фильмопроизводством. Теперь в «Поиск» часто привозят детей на экскурсии (в год до 10 тысяч человек). Она длится часа полтора, в течение которых мы объясняем, что такое мультипликация. Потом гости снимают короткий мультик, озвучивают его в звукоцехе, смотрят наши наиболее интересные мультфильмы, пишут отзыв и счастливые уезжают домой. После таких экскурсий некоторые запускают студии у себя дома.

    В ближайших наших планах – организация музея Сибирского кино, который мы хотим создать на основе огромной коллекции кинооборудования, собранной нами за долгие годы.

    «Академгородок. Киноистория»

    Ещё в 1990 году главный бухгалтер Сибакадемстроя Иван Васильевич Редкокаша дал денег, чтобы я мог нанять вертолёт. С него мы и сняли первый план фильма об Академгородке под названием «Где-то есть город» (4 части, 40 минут экранного времени). В него также вошли кадры кинохроники, которые я приобрёл у Рашида Ибрагимовича Ахмерова. Кроме того, удалось взять видеоинтервью у замечательных людей – сотрудников Сибакадемстроя. Было снято возведение первых зданий институтов, а так же деревянные постройки городка науки, которых уже нет (их заменили на современные), как и названий многих улиц. Они остались лишь в памяти тех, кто стоил городок и жил в нём.

    Готовый фильм был показан в большом зале ДК «Юность». Собравшиеся были очень довольны, они словно перенеслись на много лет назад. И тогда я решил, что найду старые съёмки Городка, фильмы о нём, снятые в разные годы разными студиями, и буду показывать на специальных встречах «Академгородок. Киноистория» в Доме учёных.

    По моему мнению, рассказывая об Академгородке, было бы некрасиво брать деньги с людей, которые его построили. Меня поддержал председатель СО РАН академик Александр Леонидович Асеев. Почти за три года мы провели около 20 таких встреч, на которых показали и обсудили фильмы о М.А. Лаврентьеве, строительстве ОбьГЭС, Академгородка, о археологических работах СО РАН на Алтае, деятельности киностудии «Поиск», достижениях ИЯФа, планеристах Городка, легендарном ансамбле «Амиго» и много ещё о чём.

    Несколько лет назад кинорежиссёр Павел Головкин, монтажёр и художник-аниматор Денис Велинский, кинооператоры Пётр Сиднев и Дмитрий Макаров создали полнометражный документальный фильм «Тёмное небо. Белые облака», посвящённый «Поиску». Картина была снята усилиями организаций из пяти стран. Благодаря ей о судьбе новосибирской детской киностудии узнали зрители телеканалов Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Италии, Бельгии, Лихтенштейна. В России он прошёл в январе 2016 года на канале «Культура». Премьера фильма на большом экране состоялась в Новосибирске. На неё прибыли внук и двое правнуков великой шведской писательницы Астрид Линдгрен, посол Швеции в России Петер Эриксон, делегация Первого канала немецкого телевидения, американская поэтесса Кэтрин Янг, переводившая фильм для англоязычной аудитории. Через день после показа международная делегация посетила «Поиск».

    29 апреля детской киностудии исполнилось 45 лет. За эти годы снято огромное количество фильмов (в том числе и мультиков), получено множество дипломов на различных отечественных и международных кинофестивалях, а у «Поиска» появились сотни талантливых и счастливых воспитанников и преданных друзей.

    Пётр АНОФРИКОВ,

    основатель и художественный руководитель детской киностудии «Поиск», кинорежиссёр, Заслуженный работник культуры РФ, член Союза кинематографистов РФ, лауреат Международной премии имени Николая Рериха, премии мэрии Новосибирска «Человек года» в области культуры и искусства, генеральный директор открытого всероссийского мастер-класс-фестиваля авторского детского мультипликационного кино «Жар-Птица»

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Живая история
    Сквозь всю войну
    130 0
    "Навигатор" № 1 (1172) от 11.01.19
    Человек и общество / Живая история
    Судьбы простое полотно
    198 0
    "Навигатор" № 45 (1165) от 16.11.18
    Человек и общество / Живая история
    «Шумит, не умолкая, память-дождь...»
    256 0
    "Навигатор" № 25 (1145) от 29.06.18
    Человек и общество / Живая история
    Коротко о Дне России
    320 0
    "Навигатор" № 22 (1142) от 08.06.18
    Человек и общество / Живая история
    Жизнь в спорте
    383 0
    "Навигатор" № 21 (1141) от 01.06.18
    Человек и общество / Живая история
    Её правда о войне
    477 0
    "Навигатор" № 18 (1138) от 11.05.18

    Популярное