• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 02:53 пятница, 22 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 0 баллов
    22.11.2024
    USD: 100.68
    EUR: 106.08
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Город на рельсах

    Город на рельсах


     

    Город на рельсах

    Владимир КалужскийРоль случайностей в создании и формировании обликаНовосибирска всегда была решающей в его истории. Из мелкого городишки Томскойгубернии он в одночасье превратился в крупнейший центр целого региона страны.Случай объясняет многие казусы нашего большого города. Такие, например, какотсутствие хорошего звука в Театре оперы и балета или то, что все парки отдыхарасположены на бывших кладбищах. Попытку объяснить эти и многие другиезагадочные обстоятельства исторического развития Новосибирска предпринялхудожественный руководитель Новосибирской филармонии Владимир КАЛУЖСКИЙ на«Умной среде» в клубе «Труба».

     

    Почти все сибирские города возрастом от двух и болеевеков строились с расчетом на уют и комфорт, то есть так, чтобы максимальнозащитить их от природных явлений. В этом отношении Новосибирск, открытый всемветрам казахских степей, – уникальный город, в основе создания которого лежалне человеческий, а железнодорожный фактор. Все остальные причины выбора именноэтого места на излучине Оби, кроме пересечения транспортных путей, были глубокоиррациональны. Да и сегодня город продолжает «жить на рельсах».

    Активно выстраиваясь высотками вокруг торговых центрови со всех сторон обрастая многочисленными складами и логистическими центрами,как полагается мультимодальному транспортному узлу, он не становится болееприспособленным для жизни людей – при существующей планировке в нем ужепопросту негде расположить большой парк отдыха или тенистую аллею. Новосибирск– это, пожалуй, единственный город, построенный на реке и практически неимеющий к ней никакого доступа. Берега Оби круты, не имеют откосов иобустроенных спусков, а одна из первых больших улиц носила название Фабричная.Это объясняет многое: железная дорога, мост и фабрики – три кита, на которыхбыл основан наш город. Возможно, поэтому культурный облик Новосибирскаформировался исключительно путем заимствований чужих традиций. Во время ВеликойОтечественной войны здесь жили и работали масса артистов из Москвы и Ленинграда,а в оперном театре хранилась коллекция картин из разных музеев, в том числеЭрмитажа.

    – Культура – явление корневое, и в этом смысле своейкультуры в нашем городе не было никогда. Она стекалась сюда отовсюду вместе слюдьми. Даже когда на ул. Урицкого появились скамейки, раскрашенные в трицвета, и означенное место сразу стало чуть ли не единственным уютным уголком, –вспоминает Владимир Калужский, – это тоже было не местное изобретение, аноу-хау из Баку.

    Первым и главным слоем населения Новосибирскастановится грандиозный бюрократический аппарат – вся часть огромной страны отТюмени до Читы управлялась из здания Сибревкома. Не будучи особо обремененыкультурными традициями, верхи города создают его первое культурное учреждение –радиокомитет, который располагался в нынешнем Доме Ленина, или Малом залефилармонии, и, разумеется, должен был служить идеологическим, а не культурнымцелям. Но при этом комитете стали очень быстро формироваться многочисленныетворческие коллективы.

    – Сегодня трудно себе представить, что при радио можетсуществовать симфонический оркестр, хор, куча солистов, оперная студия, –говорит Владимир Михайлович. – Причем все это транслировалась в прямом эфире.Здесь же, на первом этаже, располагалась «прослушка» прямого эфира (1-й отдел),Западно-Сибирское книжное издательство и Театр юного зрителя.

    Когда в 1954 году было создано Министерство культуры,оно обратило внимание, что в стране до сих пор существуют коллективы, незарабатывающие денег. Таких оркестров было два – при новосибирском и иркутском радиокомитетах.Эти оркестры были переведены в состав филармонии – министерство наивнополагало, что там они окупят свое существование.

     

    БЕЗ ТЕНИ ПРОШЛОГО

    Почему, не представляя никакой исторической ценности,Новосибирск обрел звание столичного города? Сегодня власти объясняют величиеНовосибирска его мощным научным центром, но столицей Сибири наш город считалсязадолго до создания Академгородка.

    – Дело было в том, что для страны со светлым будущимвсе существующие на тот момент города вокруг Новосибирска обладали тяжелымпрошлым, – объясняет Калужский. – Омск был казачьей столицей, Томск –эсеровской, в Барнауле работали горные инженеры, в Енисейске жили купцы. А в Новониколаевскене было ничего.

    Начиная историю с чистого листа, нужно быть готовым клюбым сюрпризам и противоречиям. Новосибирск, город чиновников, рабочих инебольшого слоя приезжей интеллигенции, первым выступил против ЦК партии. В товремя население всей страны было всерьез охвачено идеями Пролеткульта, когдахудожественный вымысел считался грехом против правды, а любой рабочий мог взятьв руки перо, честно описать свою жизнь и назваться писателем. Группа сибирскихписателей Пролеткульта «Настоящее» почти в любом творчестве, кромесобственного, видела буржуазность и противоречие революционным идеям и жизникак она есть. 26 декабря 1929 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О выступлениичасти сибирских литераторов и литературных организаций против МаксимаГорького», в котором было признано «наличие грубых искривленийлитературно-политической линии партии». В Новониколаевске идеи Пролеткультабыли возведены до религии. Это стало одной из причин, по которой в такомкрупном городе за его долгую историю так и не родилось своего Астафьева.

    Однажды талантливый театр оперы из Омска посетил нашгород с гастролями. Пресса и зрители были возмущены, насколько далеки идеалыбуржуазного искусства от прогрессивных революционных идей. Первый советскийбалет «Красный мак» страна увидела в 1927 году, к десятилетию Октября.Постановка рассказывала о том, как советские моряки помогают строить социализмв Китае. Когда революция в Китае состоялась, название балета сменили на«Красный цветок» – желтые друзья объяснили нам, что мак – это опиум. До конца30-х годов омский театр продолжал бороться за свое существование и, добившисьопределенной популярности, получил в Новосибирске здание Коммерческогособрания. Но, едва договорившись о помещении, театр потерял его – в городприбыл одесский театральный коллектив «Красный факел», блуждающий побескрайнему СССР в поисках пристанища. Бедных одесситов радушно приняли, аомская опера навсегда уехала из города. В годы войны справедливость былавосстановлена, и малоталантливый коллектив был отправлен в Новокузнецк, но егогордое название театр носит и сегодня.

    Говорят, историю задним числом не перепишешь, но внашем городе история замерла навеки – бесчисленное количество центральных улиц,площадей и проспектов до сих пор носят имена коммунистических деятелей, а осоздателях города – Григории Будагове и Николае Меженинове – большинствожителей Новосибирска ничего не знает.

     

    ОПЕРНЫЙ ТЕАТР: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

    О существовании оперы как буржуазного искусства встолице Сибири не могло быть и речи – в 1931 году на Базарной площади (пл. Ленина)планировалось строительство здания Дома науки и культуры. Чтобы освободитьместо для грандиозных размеров ДК в самом центре города, Центральный рынокперенесли туда, где он находится и по сей день – прямо на воинское кладбище1915 года, которое для этого пришлось полностью закатать под асфальт. Во всевойны наш город служил местом реабилитации солдат, и многие из них умирализдесь в госпиталях. Блок захоронений солдат состоял из участков погибших разныхрелигий и конфессий и продолжал широкую линию кладбищ, которая проходила, какполагается, от самой церкви через Нарымский сквер и Центральный парк.

    Любители и ценители оперы часто негодуют, что взнаменитом Новосибирском театре оперы и балета отсутствует хорошая акустика,совершенно забывая, что строился он не для акустики, а для того чтобы огромныемассы народа могли прийти туда и усесться вокруг сцены по всей высоте здания.Сцена внизу при необходимости должна была наполняться водой, под куполомпланировался планетарий, а грандиозные ворота с обратной стороны, куда сегодняможет заехать фура с декорациями, предназначались для толпы трудящихся, котораямогла после митинга выйти и продемонстрировать все, что положено. Именно таквыглядели Дворцы культуры середины 20-х, но в начале 30-х годов культурасоветского государства резко сменила вектор и приобрела новые черты советскойимперии, где появилось место для итальянской оперы и симфонических оркестров.

    – Никаких левых дел и митингов в нашей эсеровской икулацкой Сибири решили не допускать! – смеется Владимир Калужский. – Мало ли дочего там эти трудящиеся могли договориться в окружении планетария и аквариума.Так Дом науки и культуры однажды превратился в оперный театр.

     

    КУЗНИЦА ГЕНИАЛЬНЫХ ЭМИГРАНТОВ

    История развития музыкального Новосибирска во многомпоходит на историю Академгородка, в начале создания которого в нем трудилисьтолько приезжие ученые, а через четверть века он превратился в «ученую сборнуюСССР», буквально захлебываясь высококвалифицированными кадрами – кандидатами,докторами, академиками – и мог снабжать ими всю страну. Точно так же сложиласьсудьба Новосибирской консерватории, созданной в 1956 году. Новосибирск«накормил» своими музыкальными кадрами лучшие оркестры Москвы, США, Германии,Израиля и даже Австралии. В нашем городе начинали свою деятельность такиемузыканты, как Максим Венгеров, Эмиль Пасынков, Никита Долгушин. В оперном театредолгое время работали гонимые балетмейстеры – Юрий Григорович, Олег Виноградов,– здесь им разрешалось все. Поскольку Новосибирск был столицей военного округа,в нем существовала школа музыкальных воспитанников (аналог суворовского училищадля мальчиков, играющих на духовых инструментах), из которой вышла целая плеядапрофессионалов – огромное количество потрясающих джазовых музыкантов. Вместе смузыкантами из Питера и Москвы в Новосибирск приехали мастера кино ителевидения, и, вероятно, почувствовав себя уже в ссылке, дальше которой врядли можно попасть, они дышали здесь относительно свободно.

    – То ли в силу провинциального свободомыслия, то ли отобщей сонливости местных властей, а может быть, от духа шестидесятников,Новосибирск жил свободнее, чем остальная страна, – вспоминает Калужский. –Режиссер Вадим Суховерхов в середине 60-х показывал такое, что даже сегоднякажется страшным сном. Однажды, снимая в прямом эфире сюжет «Филармония –трудящимся», он развернул камеру от певицы в зал и крупным планом показалкакого-то спящего мужика, которому были совершенно до фонаря все эти высокиеискусства. Конечно, потом с телевидения Вадима выдавили, но довольнопродолжительное время он позволял себе многое.

     

    КОГДА УЙДУТ ЦИКЛОПЫ?

    Любой турист возрастом около 50-ти, глядя наархитектуру Новосибирска, укажет на конструктивизм 20-30-х годов, на сталинскийампир, хрущевские постройки, но за этими строениями он не увидит лица города.Про облик Новониколаевска писал знаменитый архитектор Андрей Крячков, попроектам которого построены красивейшие здания в ряде старинных сибирскихгородов: «Несмотря на значительное, по сравнению с другими сибирскими городами,строительство, в Новониколаевске нет не только архитектора, но дажетехника-строителя. Сооружения проектировали землемеры, техники путей, агрономы.Архитектор приглашается лишь в исключительных случаях для исправлениязапутанного проекта, обвалившегося при постройке, или испорченного здания».Новосибирские проекты Андрея Крячкова – это сегодняшние здания краеведческогомузея, театра «Красный факел», стоквартирного дома, картинной галереи,консерватории, обладминистрации и многие другие (всего около 30). Еще с 2005года мэрия Новосибирска планирует переименовать площадь Свердлова в площадьКрячкова и поставить, наконец, главному архитектору города хотя бы небольшойпамятник. По мнению Владимира Городецкого, этот памятник следует возводить насредства местных строительных компаний. Судя по тому, что он еще не установлен,компании отнеслись к такому решению без энтузиазма.

    Одно из немногих красивых мест в центре – великолепныйвид на главное здание нашего города, – которое печатают на всех рекламныхбуклетах и конфетах, в 1971 году было перегорожено гранитной обоймойциклопических размеров скульптур вождя и героев революции. По поводу этихмонументальных произведений искусства в 80-е годы было очень много дискуссий.Долгое время люди просили убрать это гигантское недоразумение с площадикуда-нибудь подальше, например, на набережную Оби. Но просьбы не были услышанывластями, а с приходом 90-х население резко озаботилось проблемами выживания врыночных условиях, и наболевший вопрос был незаметно снят с рассмотрения. Ноистория продолжает совершать свои витки, и, может быть, очень скоро, когда те,кто мечтал уехать, наконец покинут наш город, а те, кто хотел стабильности,получат свою палку сервелата, гараж, машину, дачу и скромный счет в банке,вопрос о циклопах на Базарной площади вернется на повестку дня.

     

    Мария ШКОЛЬНИК


    02.05.2007, 15:17 Гость_Угу..._*

    Удобная позиция и "весьма нужные" сведения. Особенно для чиновников. Дороговизну (всего!)в Новосибирске объясняют именно тем, что мол в Новосибирске ничего своего нет. Всё привозное! Одна жел. дорога местная. И та отгородилась от города за заборы (и чего там в тихушку жуёт...).


    01.05.2007, 14:15 Гость_Дмитрий Болховитянов_*

    А вообще попробую: "Легенды нашего города" -- http://forum.ngs.ru/showflat.php?table=0&Cat=0&Board=nskforever&Number=104516

    "Легенды нашего города-2" -- http://dom.ngs.ru/forum/showthreaded.php?Cat=0&Board=nskforever&Number=1871847393&page=&table=0&view=&sb=5&o=&vc=1


    01.05.2007, 14:13 Гость_Дмитрий Болховитянов_*

    Михаил, ссылка будет шибко длинной -- боюсь, сюда не вместится. Я его обычно добываю так: иду в Google, и там набираю в строке поиска "site:ngs.ru легенды нашего города" (без кавычек).


    28.04.2007, 17:29 Гость_Михаил_*

    Дмитрий, а как найти этот топик? Можешь дать прямую ссылку? Потому как на http://forum.ngs.ru/categories.php это не наблюдается.


    27.04.2007, 19:37 Гость_Дмитрий Болховитянов_*

    Кстати, кому интересны малоизвестные детали истории Новосибирска -- на форуме NGS.ru есть замечательный топик "Легенды нашего города" и его продолжение "Легенды нашего города-2". Почитайте -- оно того стоит!


    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Живая история
    С пользой для людей
    553 0
    "Навигатор" № 17 (1439) от 03.05.24
    Человек и общество / Живая история
    Наша гордость и слава
    1323 0
    "Навигатор" № 14 (1436) от 12.04.24
    Человек и общество / Живая история
    72 счастливых года вместе
    1893 0
    "Навигатор" № 26 (1398) от 07.07.23
    Человек и общество / Живая история
    Письмо из 90-х
    883 0
    "Навигатор" № 24 (1396) от 23.06.23
    Человек и общество / Живая история
    Наука строить городки
    1870 0
    "Навигатор" № 31 (1353) от 12.08.22
    Человек и общество / Живая история
    Пляж. 65 лет назад
    4433 4
    "Навигатор" № 22 (1344) от 10.06.22

    Популярное