Город будущего
Город будущего
Город будущего
В историческую рубрику пришло письмо от жительницы Бердска Л. Ильиной. Она начинает его так: «Уважаемая редакция! Прочла в №48 за прошлый год статью Евгения Маркова «И деревья стали большими...». Решила поддержать ваш призыв и повспоминать. А вспомнить есть о чем!»
Впервые об Академгородке я узнала в Алма-Ате, будучи еще десятиклассницей. В журнале «Знание – сила» сообщалось о начале строительства города науки возле Новосибирска. Приводился план будущего городка и предполагаемая последовательность строительства.
От романтики захватывало дух: научные институты, реликтовый лес, новое искусственное море! Рядом с морем проспекты Строителей и Науки! Морской проспект!
Увидеть это чудо своими глазами привелось лишь в 1962 году. Я приехала из Новокузнецка в командировку – перенимать передовой опыт в уже функционирующем Академгородке – в качестве молодого специалиста, выпускницы КазГУ с небольшим стажем работы. Увиденное потрясало всем: улыбчивостью людей, преобладанием молодых лиц, общей увлеченностью, энтузиазмом, широко открытыми глазами и сердцами.
Было 2 июня 1962 года. Жаркое солнце. Въезжаю на 108-м автобусе в Академгородок. Тогда был въезд сразу с Бердского шоссе на Морской, а конечная остановка – «Проспект Строителей». Обращаюсь к кондуктору:
– Высадите меня, пожалуйста, возле гостиницы!
– Остановка «Гостиница»!
Выпрыгиваю. Сбрасываю с себя пальто. В другой руке чемодан. Изящная металлическая опора с синим указателем в лес: «Гостиница». Иду «по азимуту». Довольно скоро вижу... фундамент и около метра высотой кирпичную кладку. Спрашиваю первого попавшегося в рабочей форме:
– Где же тут гостиница? Кругом лес!
– Да вот она, строим!
– А где живут приезжие?
– Так это напротив здания Президиума Академии наук, минут двадцать хода.
Новый азимут! Можно было, выйдя из леса, снова сесть в автобус, но не пройтись по городу будущего показалось кощунственным. Асфальт голубоватый, гладкий, чистый. Не обращаю внимания на льющийся пот и чемодан. С одной стороны лес, с другой – новенькие четырехэтажки...
Гостиница помещалась в одной из них, рядом с остановкой «Морской проспект». Теперь в этом доме давно уже живут постоянные жильцы. Здание на остановке «Гостиница», видимо, тоже давно закончили. Функционирует ли оно, не знаю, может быть, перепрофилировали. (Сейчас в этом здании поликлиника. – Прим. ред.) Клуб «Академия» и клуб «Юность» – работали. Рядом с «Юностью» бетонированная танцплощадка. Вечерами играет духовой оркестр. Танцы в сосновом аромате – до головокружения! Теперь на этом месте спортплощадка.
Разместившись в гостинице – сразу на море! (На работу лишь завтра утром!) И, конечно, пешком. По бокам тротуаров вдоль Морского проспекта – молодые березки и сосенки. Толщина стволика – с двухсотграммовую баночку! Но здоровенькие, веселые!
Все удивительно! Прямо на пляже – конференции. Например, была свидетельницей бурной дискуссии... о несостоятельности второго начала термодинамики. Наш профессор Л. Вулис тоже осторожно осмеливался высказывать предположение об ограниченности применения второго начала, читая нам курс общей физики в пятидесятых годах.
Тогда не только деревья были молодыми: председатель совета молодых ученых Леша Дмитриев – на целых два года моложе меня (скольких наук он теперь доктор?). Лежа на пляже, он просвещал:
– Ты лежишь на этом желтеньком песочке как на чем-то само собой разумеющемся, а мы прошлым летом каждую песчинку с лупой искали между травинок. А когда песок стали намывать, мы ходили на субботники его разбрасывать, разравнивать.
Песочек в то время на академовском пляже действительно был желтеньким.
Очень скоро, осваиваясь в будущих улицах, с восторгом обнаружила на одной из просек прихотливо изогнутую опору со стрелой-указателем прямо в лес: «Университет».
Как-то на столбе увидела приглашение: «Приходите к нам на чашку чая! (Адрес, время указаны.) Экскурсовод из краеведческого музея будет показывать репродукции картин Рокуэлла Кента». (Никогда о нем не слышала!) Как устоять? Прихожу. Обычная «хрущевка» из двух комнат. Хозяин еще не устроился как следует. У стен стулья. Посреди комнаты стол с огромным самоваром, рядом миска с кусками рафинада горкой. Кружки разномастные, стиля «турпоход». Люди сидят на стульях, подоконниках, пьют душистый чай с рафинадом, беседуют о чем-то группами. Мне тотчас предложили стул.
Через некоторое время появился экскурсовод с папкой репродукций. Быстро развесили, и началось чудо – рассказы о незнакомых мирах... Навсегда остались у меня в памяти две картины. Первая: «Река (название) в канадской провинции (название)». Меж обледенелых, в сверкающих сосульках, берегов, меж огромных жемчужных, удивительно ритмично расположенных валунов, извиваясь, журчит прозрачная вода с жемчужными пузырьками. И вторая: ночь, в бухточке стоит парусный корабль. Паруса спущены. Люди у дальнего борта столпились перед выходом. У мачты стоит, слегка расставив ноги и запрокинув голову, моряк и смотрит на яркие звезды. Стоит и не держится за мачту! Попробуйте вы так! У меня всегда при созерцании звездного неба голова кружится. И тогда я вспоминаю того моряка: стоит, глядит уверенно на звезды и не держится! В те дни самой популярной была песня «У нас еще до старта четырнадцать минут».
...В 1965 году моя семья переезжает в Новосибирск. Появляется возможность более или менее часто бывать в Академгородке по разным служебным делам и наблюдать попутно, как в разное время года поражают гармонией результаты труда ландшафтных архитекторов, как взрослеют лесопосадки между проспектами Морской и Университетский. В 1962-м верхушки этих сосенок были ненамного выше макушек молодых ученых, участвовавших в их посадке.
Проходя по Морскому, замечаешь, как с годами на бывших гладеньких и нежных стволиках появляются и становятся гуще шершавые трещины, на тротуарах – разломы, а на лицах бывших молодых ученых – морщинки.
...Деревья и впрямь стали большими, а Дом ученых – крупным культурным центром. Бывший проспект Науки теперь носит имя Михаила Алексеевича Лаврентьева, на многих зданиях – мемориальные доски. Выросший в лесу университет известен во всем мире, и в нем кипит жизнь молодая... Прекрасно!
Лидия ИЛЬИНА.
Комментарии