Еще на одну гору выше
Еще на одну гору выше
Как продолжение изучения высокогорного псевдокарста состоялась экспедиция в горную систему Анды (Южная Америка), в которой принял участие действительный член Международного союза спелеологов Анатолий Булычов.
Помимо геологических наблюдений, была попутная задача – взойти на пик Аконкагуа (6963 м), высшую точку Южной Америки и всего Южного полушария. Гора известна ураганными ветрами и резко меняющейся погодой, поэтому многочисленные восходители порой делают по несколько попыток выйти выше лагеря 6000 м, но возвращаются в базовый лагерь на 4300 м и ждут улучшения погоды. В конце февраля – марте, когда проводилась экспедиция, взойти на вершину крайне маловероятно, но желающих было тем не менее много.
После ряда акклиматизационных выходов группа Анатолия поднялась в штурмовой лагерь Колера, 6000 м. По мрачным лицам готовящихся к спуску альпинистов, истрепанных ветрами и солнечной радиацией, было понятно, что выше находится некая грань, переступить которую не суждено. Уже неделя, как сильный ветер никого не пустил выше 6500 м, при этом на небе ни облачка.
…Пробегает мимо спасательный отряд с носилками, в них пострадавший с острой сердечной недостаточностью. Чуть погодя несут еще одного – потеря сознания от горной болезни, возможно, инсульт. Позднее снова несут, теперь с отеком легких. Много слабо подготовленных восходителей, просто заплативших большие деньги гидам. А легкий спасательный вертолет может забирать находящихся при смерти только на высоте 5300 м с зависанием в воздухе. Горные рейнджеры не рекомендуют выход на вершину и тщательно проверяют тех, кто все же рвется вверх.
Рано утром тройка восходителей стартовала в сторону вершины в очень высоком темпе, однако на высоте около 6400 метров их сорвало шквалом ветра. Они немного пролетели по фирновому склону и застряли в камнях, после чего решили повернуть назад в лагерь.
Анатолий в это время был уже на 6450 м (Ветряной перевал), передвигаясь рывками между порывами ветра и ныряя в снег, чтобы переждать очередной шквал. Дальше предстоял длинный траверс до желоба Каналета, и Анатолий остался один – навстречу ветру и Великой Горе. Тактика движения по-пластунски оправдывала себя, Каналета оказалась забита отполированным фирном и легко пропустила наверх, а вершинный гребень, казалось, заманивал в западню, откуда нет пути обратно. И вот он – крест на самой вершине горы!
Но, действительно, нет возврата отсюда: теперь встречный ветер 25-30 м/сек. не позволял даже голову приподнять из положения «по-пластунски», шквал мог опрокинуть и сбросить, как песчинку, в пропасть глубиной 3 километра на Южную стену. Однако какая-то неведомая сила помогала двигаться, направляя по верному пути. Это было нечто мистическое: собственной воли, духа, казалось, было уже недостаточно, чтобы выбраться из этой ловушки.
…После Каналеты на траверсе еще большее испытание пришлось преодолеть. Налетела буря со снегом сплошной стеной, видимость нулевая, сильный ветер, лицо, одежда – всё залеплено снегом. Важно было «выползти» точно на гребень Ветряного перевала, иначе был риск заблудиться и уснуть навсегда. И снова в пелене бури и снежных вихрей, словно кто-то вел впереди, указывая верное направление, и Анатолий упорно полз следом, преодолевая безнадежность и бессмысленность борьбы.
…На перегибе гребня фантом «растворился» во мгле, но место не узнавалось как Ветряной перевал. Что делать теперь – снова ловушка? И вдруг далеко внизу в разрыве вихрей «привиделось» укрытие-индепенденция! Феноменально, просто фантом вывел ощутимо выше по гребню, чем перевал Ветряной. Но это уже спасение! Оставалось только не переломать ноги и не потерять голову на спуске до штурмового лагеря (6000 м) Колера.
Наваждение укрытия ниже Ветряного перевала оказалось явью, и удрученные ожиданием коллеги встретили, как им показалось, несколько обезумевшего Анатолия объятиями.
…Возвращаясь домой с вершины, мы становимся еще на одну гору выше, а наше подсознание еще значимее.
Клуб альпинистов Академгородка «Траверс»
Комментарии