Смелым покоряются моря
Смелым покоряются моря
На прочность людей проверяют испытания. А если это кругосветное путешествие на парусной яхте, то испытаний там, конечно же, хватает. За плечами семьи КЛОЧКОВЫХ из Новосибирска уже две кругосветки, а значит, отношения Андрея и Марины проверены на сто рядов. О своих приключениях они рассказали на встрече в Доме учёных, организованной клубом «Горизонты».
Семья приехала в Академгородок в полном составе: Андрей – папа, капитан; Марина – жена и мама, в море – старший помощник, на суше – адмирал; Анастасия – второй помощник капитана, дослужилась начиная от матроса; юнга Лада, которая в море с двух лет, самый юный моряк, прошедший пролив Дрейка, мыс Горн, Антарктиду. Андрей включал видеоролики, вставлял ремарки, как и другие члены команды, а «адмирал» Марина рассказывала о путешествиях, продолжавшихся восемь лет.
Яхта вместо квартиры
На экране – маршруты двух кругосветок: на запад по суше и тёплым морям и на восток по Южному океану. Позади 60000 морских миль, из них 15000 – среди льдов и в высоких широтах. Водную часть преодолевали на двухмачтовой яхте «Леди Мэри». Её длина 12 метров (40 футов). В носовой каюте живут девочки, на корме – капитан и помощник. Внутри салона яхты – камбуз и детский «кабинет», а также рубка с панорамными окнами.
– Из окон прекрасный обзор, что для яхт не так часто случается. Нам повезло, что мы выбрали правильную яхту, – говорит хозяйка «плавучего дома».
В 2013 году у семьи была возможность купить двухкомнатную квартиру в Новосибирске, но они купили яхту в Испании. Ещё у них есть небольшой дом в Горном Алтае. Там они не были пять лет! Как говорит Марина, не думали, что так надолго оторвутся от любимой Сибири, но путешествие затянулось, потом началась пандемия. Когда в мае вернулись во Владивосток, готовы были буквально целовать родную землю...
Путешественниками Клочковы стали сначала по необходимости, а уже потом – по мечте. У их старшей дочери Насти в полтора года начала быстро развиваться бронхиальная астма, и вместо того, чтобы по полгода проводить в больницах, они стали зимой уезжать из Новосибирска в места с более мягким климатом. Ради здоровья ребёнка почти полтора года жили на Алтае и работали «вахтовым методом»: Андрей уезжал в Новосибирск за 530 км с понедельника до четверга, Марина – с четверга до субботы включительно. Воскресенье проводили все вместе, а с понедельника – по новой… На выстраивание бизнеса, которым можно было бы управлять удалённо, ушло около восьми лет. Андрей занимается офисной и складской недвижимостью, это даёт основной доход. А ещё семью поддерживают друзья и единомышленники, те, кому интересны путешествия и открытия, кто увлечённо следит за их приключениями в соцсетях.
По морям, по волнам...
Сначала и мысли не было о кругосветках. Когда Клочковы переехали жить на яхту, им обоим было за 30. В детстве они увлекались приключенческой литературой, одна из любимых книг – «Дети капитана Гранта» Жюля Верна. В тот момент, когда отправились бороздить моря, Андрей с Мариной даже не подозревали, что побывают в тех местах, где легендарный Грант… Их вторая кругосветка – уникальная: она войдёт в Книгу рекордов России как самое южное кругосветное плавание, совершённое семьей с детьми.
– В таком составе и таким маршрутом, с заходом в Антарктиду и с обходом всех южных мысов планеты экипажи с детьми ещё не ходили. «Настоящих буйных мало», и так получилось, что мы оказались первыми, – говорит помощник капитана.
Экстрима всегда хватало. Например, поход на остров Пасхи, находящийся в отдалении от морских путей. Когда Марине пришла мысль там побывать, Андрей сначала категорически возражал: от экватора туда «три недели рубилова против ветра».
– Кто ходил под парусами, знает, что против ветра ходить – очень неприятное занятие. Начиная от качки и того, что тебя заливает сверху, заканчивая тем, что ты летаешь от стены к стене вместе со сковородками, кастрюлями и прочим. Это тебя выматывает настолько, что ты мечтаешь уже только об «all inclusive», – с улыбкой вспоминает Марина.
Андрей относится к тем 3-5 процентам людей, которых не укачивает. А вот жене и дочерям пришлось несладко. Вдобавок возле острова нет ни одной защищённой бухты, а ветра там от 10 метров в секунду (20 узлов), причём меняются раз в 3-4 дня. От волн и качки спасает только остров, поэтому, как только ветер меняется, приходится поднимать якорь и вставать на его другую сторону. По статистике, на остров Пасхи заходят около 30 яхт в год. Правда, в порту часто бывают неприёмные дни, не всем удаётся высадиться на берег. Но Клочковы дождались своего часа, посмотрели уникальные статуи моаи.
Ещё одним удивительным островом стал Питкэрн. Это самая маленькая демократия в мире, население всего 50 человек – прямые потомки бунтовщиков с «Баунти». Возле острова такой прибой, что высадиться очень сложно. Из 20 яхт, подходящих к Питкерну за год, повезло только половине. Клочковы выходили на сушу семь раз, хотя это стоило им и перевернутой шлюпки, и залитого водой двигателя.
– Здесь мы так круто подросли мастерством, что были готовы пойти хоть куда, – говорит Марина. И поэтому, посомневавшись и переждав сезон ураганов, отправились в Антарктиду.
На волоске от смерти
Когда сибирячка рассказывает о приключениях семьи, кажется, что всё было весело и беззаботно. У Марины сплошные шутки и прибаутки, хотя были моменты смертельно опасные. Например, отравление рыбой-попугаем. Её продают во многих магазинах, все едят. Но она может быть нормальная, а может – с сигуатоксином, который вырабатывается кораллами. Определить его наличие в рыбе невозможно. Только если сильно заболел, становится понятно: вот оно! К счастью, девочки рыбу не ели, поэтому они помогли родителям выжить: ездили за лекарствами, консультировались через друзей с врачами, кормили. Марина честно признаётся: после отравления чуть не умерли, месяц приходили в себя.
Однажды, когда капитан с помощником чистили дно яхты, к ним приплыли акулы. Занятие травмоопасное: одно неосторожное движение – и можно поцарапать руку. А кровь в воде – приманка для хищников. Когда к месту приплыли четыре акулы, а дно всё еще не было очищено, Марина жёстко сказала Андрею: так, давай на палубу, муж и отец нам нужен живым.
Когда находишься в Новосибирске, не укладывается в голове, что на парусной яхте можно отправиться в Антарктиду. И людей, которые на такой круиз решились, представляешь настоящими героями. Но в самом южном городе мира Ушуайя в это путешествие спокойно ходят туристические суда, и сознание меняется. Сибиряки дошли до острова Ватерлоо, где находятся 10 полярных станций, в том числе и российская – Беллинсгаузен, пробыли там пять дней. Видели пингвинов, побывали в Домике выживальщика. Отправились к Южному полярному кругу, но наткнулись на плавучие льды. Решили не рисковать собой и детьми, развернулись...
Дошли Клочковы и до рифа Марии Терезы, где когда-то потерпел крушение капитан Грант. Правда, острова там не оказалось. Но мечта сбылась.
Татьяна ОСИПОВА, фото предоставлено Домом учёных
Комментарии