Электричкой – до университета
Электричкой – до университета
В №38 мы сообщали, что в НГУ обсудили создание транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Университет». Более детально об этом большом проекте рассказал замминистра транспорта и дорожного хозяйства НСО Вячеслав Сергеевич НЕВЕЖИН.
– Почему было выбрано именно это место для нового транспортно-пересадочного узла?
– Выбор места связан с рядом факторов. Прежде всего это проект развития городской железной дороги и развитие Новосибирского госуниверситета в рамках программы «Академгородок 2.0», предполагающей значительное увеличение числа студентов. Рассматривались два варианта: расположение ТПУ на расстоянии 900 метров от университета и размещение вблизи железнодорожной платформы «Обское море».
Когда мы определяли место для платформы, то проанализировали, какой транспорт курсирует в Академгородке. Оказалось, через остановочный пункт «Цветной проезд» проходит в час 73 единицы общественного транспорта – как муниципального, так и межмуниципального. В связи с этим альтернативное предложение разместить транспортно-пересадочный узел вблизи платформы «Обское море» реализовать в принципе невозможно: каждые 40 секунд автобус или маршрутка будет пересекать Бердское шоссе. Уже сейчас на этом участке ограничение скорости 40 километров в час, постоянные пробки. С созданием ТПУ ситуация усугубится. А самое главное – следование всех этих автобусов на «Обское море» зимой совершенно бессмысленно, туда никто не поедет.
Было также предложение организовать перехватывающую парковку вдоль Бердского шоссе, чтобы люди там оставляли машины, а в город добирались на электричке. Эта идея тоже утопическая, потому что парковочное пространство вдоль трассы федерального значения не может быть устроено. Карманы, которые предполагается сделать перпендикулярными, должны быть отделены от проезжей части, иметь полосы разгона и торможения, устройства предотвращения несанкционированного выезда. Так как там овраг, по площади вырубки леса, по земляным работам это мероприятие обойдётся гораздо дороже и губительнее для зелёных насаждений, нежели обустройство 900 метров просеки в районе университета и её уширение. Поэтому мы остановились на организации ТПУ именно в створе просеки.
Точка выбрана ещё из тех соображений, что по тропинкам можно пройти в зону улицы Русской, к НИИ систем, магазину «Леруа Мерлен». Пока не рассматривались дополнительные дорожки, освещение. Будет платформа – дальше время покажет.
– Кто будет пользоваться этой станцией?
– В первую очередь она нужна для студентов. Думаю, молодые люди с удовольствием прогуляются 900 метров по лесу вместо того, чтобы ехать с пересадками на общественном транспорте. А если провести освещение вдоль улицы Жемчужной и вдоль просеки, то, уверен, там появятся удобные тропинки, которые сократят путь ещё на 15-20 процентов.
Учебная миграция студентов и рабочая миграция преподавателей и сотрудников НГУ имеют определённое время и направление. Кроме того, при переносе конечной остановки автобусов на платформу «Университет» железнодорожным транспортом смогут воспользоваться все проживающие в шаговой доступности. Средства мобильности (велосипеды, самокаты) значительно увеличивают площадь, тяготеющую к транспортно-пересадочному узлу. А самое главное – в проект заложена перехватывающая парковка вблизи ТПУ. Те, кто живут в посёлках вокруг Академгородка, могут на личном автомобиле доехать до платформы, пересесть на электропоезд, затем вернуться и на машине уехать домой. Чтобы добраться до метро «Речной вокзал», требуется 25 минут, не надо стоять в пробках.
– По времени электричка даёт преимущество. А по стоимости проезда?
– Сейчас мы работаем над тем, чтобы сделать наземный пассажирский транспорт конкурентным с железнодорожным. В первой и второй зонах уже действует тариф 26 рублей – как в метрополитене. Если тариф сквозной, по городской железной дороге можно уехать из западной части Новосибирска в восточную за 26 рублей. Раньше на это нужно было потратить 52 рубля. Компенсацию взял на себя бюджет области, поскольку есть плюсы в пересадке пассажиров с автобусов, личного транспорта на электропоезда. Если говорить про Академгородок, здесь цена проезда пока выше. Но мы планируем третью зону приблизить со следующего года по цене к первой и второй. Стоимость проезда составит около 35 рублей, что тоже конкурентно с автобусами, учитывая, что доехать можно в три раза быстрее.
– На какой стадии находится проработка проекта?
– По информации мэрии Новосибирска, проект транспортно-пересадочного узла внесён в генеральный план города и учтён в документах транспортного планирования. Проект условно разбит на части. Первая – строительство остановочных платформ со всей пассажирской и транспортной инфраструктурой. Это зона ответственности РЖД. Вторая часть – подведение подъездной дороги к платформе от перекрёстка улицы Жемчужной и Университетского проспекта по технической просеке канализационного коллектора. Проектирование дороги началось. Следующий раздел – проектирование непосредственно ТПУ, который будет находиться в полосе отвода Западно-Сибирской железной дороги. Это отстойно-разворотная площадка автобусов, перехватывающая парковка, остановочные павильоны и все необходимые для обслуживания ТПУ объекты. Подготовка проекта этой части пока не началась.
– При изменении маршрутной сети остановка «Цветной проезд» перейдет в разряд транзитных. Что это даёт?
– Та площадка, которая есть сейчас, в нелицеприятном состоянии. Сложно подобрать слова, чтобы описать картину за гаражами, объектами торговли. Место совершенно не приспособлено как конечная остановка общественного транспорта. Более того, не соответствует СНиПам: до жилой застройки должно быть не менее 50 метров. Так что остановку всё равно оттуда надо убирать. На ТПУ «Университет» организуют нормальные бытовые условия для водителей, для пассажиров. Кроме этого, можно будет оптимизировать поток транспорта. Мимо будущей платформы, не останавливаясь, проходит 41 электропоезд в сутки. Люди смогут ими пользоваться. Уверен, что 20-30% автобусов и маршруток можно будет убрать. Это даст большой плюс для экологии по сокращению выбросов выхлопных газов. Когда люди будут знать, что от университета до Бердска можно доехать за 8 минут, до Искитима – за 28 минут, думаю, и аренда жилья переместится в сторону Бердска: там снимать квартиру дешевле, чем в Академгородке. Движение электричек по расписанию значительно перераспределит трудовую и учебную миграцию.
– Один из самых больных вопросов: сколько придётся вырубить лесных насаждений?
– Не стал бы говорить, что потребуется какая-то критичная вырубка леса. Разместив в полосе отвода железной дороги самые крупные объекты ТПУ, мы в лес не собираемся заходить. Если будет недостаточно места для перехватывающей парковки, она будет вытянута вдоль железнодорожного полотна, но не расширена за счёт леса. Вырубка потребуется только на участке 600 метров. Сейчас есть просека шириной 6-8 метров, а нужно будет 12 – с проездом, тротуаром и освещением. То есть придётся убрать деревья на полосе по два метра с каждой стороны. Когда формировали земельный участок, специально взяли ширину 30 метров, чтобы была возможность манёвра: если справа нет деревьев, то будет отклонение дороги туда, и наоборот. В обсуждениях общественников фигурируют некие цифры, но подсчёт был сделан некорректно: на 30-метровом коридоре посчитаны и стволы диаметром менее 6 сантиметров, и сухие, аварийные деревья. Мы неоднократно туда выезжали и в этом убедились. За счёт программ возобновления леса будет высажено деревьев гораздо больше, чем понадобится срубить.
– Просчитывается ли экологическое воздействие?
– Любой технический проект имеет раздел об экологическом воздействии. Сегодняшний ущерб гораздо серьёзнее. Граждане, не имея скоростной связи экологичным рельсовым транспортом, вынуждены ездить на автобусах, личных автомобилях. При сокращении автомобильного трафика по Бердскому шоссе уменьшатся выхлопы. Оздоровится ситуация и от ликвидации конечной остановки «Цветной проезд» вблизи жилых домов.
Когда проект транспортно-пересадочного узла будет готов, его представят на обсуждение жителям Академгородка.
Подготовила Татьяна ОСИПОВА
Комментарии