Диво под микроскопом
Диво под микроскопом
Диво под микроскопом
Микроминиатюра – редкий вид искусства, представляющий собой создание под микроскопом маленьких удивительных творений. Порой настолько маленьких, что их нельзя разглядеть невооруженным глазом. В России и ближнем зарубежье едва ли насчитается более десяти человек, занимающихся таким интересным делом.
Мой путь в микромир начался в 1998 г., когда я учился на последнем курсе НГТУ. В то время мне случайно попалась в руки книжка «Тайны невидимых шедевров». Это был сборник рассказов о мастерах-микроминиатюристах. Прочтя его, возникло огромное желание попробовать покопаться с мелочью самому. Но как? Как они все это делают? Задавшись этим вопросом, нашел всю литературу про микродеятельность, т.е. еще одну книгу. Зато написал ее сам микроминиатюрист. Я внимательно изучил обе. Аккуратно выписал на отдельный лист все, относящееся к технологии микротворчества. Самые дельные советы были такие: «подковка для блохи вырезалась инструментом, похожим на маленькое зубило» и «просверлить волос очень легко – главное, чтобы ось волоса и сверла совпадали»! И ни слова о том, как же делать-то эти самые сверла и резцы! Пришлось до всего доходить самому.
Ясно было одно – нужен микроскоп. До этого момента опыт общения с микроскопом ограничивался уроками биологии в школе. Ну, думаю, нужно достать микроскоп помощнее, тогда все будет видно и легко работать. Какая наивность! О таких вещах, как рабочее расстояние, освещенность объекта, поле обзора и глубина резкости, я не имел и понятия. Сначала мне удалось достать «одноглазый» детский микроскоп, который изображение переворачивал. Первые робкие шаги в микротворчестве я сделал по рисовому зернышку – в канун 1999 г. написал на срезе поздравление с Новым годом своей матушке. Для этого пришлось научиться писать буквы вверх ногами и справа налево. Спустя время, когда мне удалось достать хороший бинокулярный микроскоп, который уже изображение не переворачивал, пришлось снова переучиваться писать буквочки.
Время шло, я потихонечку работал, появлялись новые поделки: надпись на волосе, шахматный столик, подкованная блоха, верблюды в игольном ушке… Начал проводить персональные выставки. В 2005 г. с удовольствием представил свои работы зрителям Академгородка – около 20 работ. В этом году вновь приглашаю академгорожан посетить Дом ученых, заглянуть в микроскоп и полюбоваться невидимым. Опыт проведения выставок позволяет сказать, что никто не уходит с выставки равнодушным. И радостно, что зрители уносят с собой лишь чувство доброго и радостного удивления.
Кстати, в Киево-Печерской Лавре уже долгое время существует музей микроминиатюр. Автор работ, представленных там, известный мастер Николай Сергеевич Сядристый. Он в свое время сделал работу «Роза в волосе»: человеческий волос просверлен вдоль оси, отполирован и внутрь вставлена роза. Идея великолепная! Мне удалось достать телефон Сядристого, и в беседе с ним, выразив восхищение идеей и техническим воплощением, я спросил, не возражает ли он, если воспользуюсь его идеей и повторю работу. Он говорит: «Ну, делай…» А потом добавил: «Если сможешь». На поиск технологии у меня ушло три года. Но все-таки с Божьей помощью мне удалось повторить эту работу. Стебельки и листочки у розы в волосе выполнены из зеленой пылинки, вернее, ее части. У розы есть даже шипы, но они часто остаются незамеченными зрителями. К сожалению, эту работу зрители Академгородка на предстоящей выставке не увидят – работа находится в постоянной экспозиции в Петербурге. Но зато будет представлена другая работа, немного проще: на торце волоса располагаются две розочки. Их я преподнес жене как подарок на десятилетие свадьбы и венчания.
В конце 2005 г. я получил приглашение выставиться в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Организатором выставки была Татьяна Ковша – президент Международной гильдии мастеров. Мои работы ей очень понравились, и она предложила оставить их в Питере, организовав постоянно действующую выставку микроминиатюр, которая явилась бы основой для создания в России музея микроминиатюр. Это предложение было мною с радостью принято. И вот уже больше года в Петербурге действует выставка микроминиатюр «Русский Левша».
Однако много раз после того, как я оставил работы в другом городе, мне приходилось слышать сожаления от знакомых – мол, ты наш, а твои работы там, у них. Такие речи побудили меня обратиться к директору новосибирского Краеведческого музея, что на Красном проспекте, с предложением: если в музее найдется для меня уголок, то я с удовольствием сделаю еще одну коллекцию для родного города. Директор дал принципиальное согласие, помещение нашли, но денег на ремонт пока нет. Коллекцию я потихонечку сделал, и те работы, которые будут представлены в Доме ученых, это именно та коллекция, которая, как планируется, будет находиться в Краеведческом музее. Надеюсь, что вопрос с помещением вскоре решится.
На выставке вниманию жителей Академгородка будут представлены новые работы. Это Георгиевский крест и орден Славы, размещенные на срезах маковых зернышек, две розочки на торце волоса, веселая пешка, очень симпатичная поделка «Ландыши» (на срезе макового зернышка располагаются два ландыша, один из которых в вазочке). Эта композиция посвящена русским женщинам.
Выставка будет проходить с 8 июня до 8 июля в читальном зале Дома ученых.
Владимир АНИСКИН
Комментарии