Дальневосточный вариант
Дальневосточный вариант
В №5 в материале «Локомотив для Академгородка» рассказывалось о прошедшем в мэрии круглом столе «Перспективы развития Новосибирского научного центра». По сути обсуждался новый вариант обособления ННЦ. Событие прокомментировал депутат горсовета и директор Института химии твердого тела СО РАН академик Николай ЛЯХОВ.
– Придать новосибирскому Академгородку особый административно-территориальный статус пытались еще в те времена, когда председателем СО РАН был академик Валентин Афанасьевич Коптюг. В конце 1990-х годов при его участии и поддержке группа инициаторов готовила два законопроекта об особых городских образованиях с научной специализацией: первый – о наукоградах, второй – об академгородках. Но после смерти Коптюга в 1997-м работа над последним остановилась. А проект Закона о наукоградах прошел, хотя и очень тяжело.
Второе дыхание попытки придать Академгородку особый статус получили после избрания председателем СО РАН академика Александра Леонидовича Асеева. Принятая в 2009 году концепция развития ННЦ предполагала его расширение на восток. Но основная проблема состояла в том, что прилегающие территории лежат вне городской черты. Мы стали искать варианты легитимизации выхода за ее пределы, а главное – возможности концентрации здесь налоговых отчислений. Проект особого федерального закона об академгородках, к сожалению, не получил должной поддержки в Госдуме и правительстве. Прорабатывались и другие варианты: формирование особого «академического района» с новыми очертаниями, слияние южной части Новосибирска с Бердском в отдельный наукоград… Но каждый раз мы сталкивались с правовыми барьерами по расширению границ города. Законодательство о местном самоуправлении не позволяет сделать это механически, требуются сложные процедуры вплоть до референдумов.
Перед Новым годом был принят Федеральный закон №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Он сразу привлек наше внимание, поскольку дает возможность формирования новых межмуниципальных образований. С этим, сразу скажу, не все согласны, поскольку статья 4 второй главы 473-ФЗ смотрится не совсем четко: «Территория опережающего социально-экономического развития создается на территории муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта РФ». Так могут или не могут в состав территории опережающего развития (ТОР) входить части муниципальных образований (например, Академгородок или земли Барышевского сельсовета)? Я считаю, что могут. «На территории» или «на территориях» еще не означает, что строго в границах одной или нескольких из них. Можно трактовать и так, что выделяются части муниципалитетов (например, Новосибирска и Бердска, Новосибирского сельского района), и на этих землях устанавливается, под единым названием, режим ТОР. Российское право сильно толкованиями, и всё будет зависеть от соответствующего подзаконного акта.
Главное достоинство 473-ФЗ – возможность преодолеть правовой барьер и наделить льготным статусом территорию в новых границах, заданных целесообразностью. В законе есть и другие «изюминки», важные именно для Академгородка. Во-первых, станет невозможным отчуждение федеральных земель и объектов и, как следствие, неконтролируемая коммерческая застройка. Во-вторых, ТОР может создаваться на срок до 70 лет. Это не сиюминутный, не конъюнктурный подход, а долговременная стратегия, которой нам так не хватало. Немаловажен и режим свободной таможенной зоны: проблема «зависания» на таможне научного оборудования и материалов, как говорится, назрела и перезрела.
Важно и то, что субъектом налоговых льгот становится не территория, а именно резиденты ТОР – компании и предприниматели, соответствующие определенным критериям. Им нельзя будет открывать филиалы и представительства за пределами ТОР, игра должна вестись честно. Система управления территорией отчасти напоминает корпоративную, но с той поправкой, что эта специфическая «корпорация» должна действовать, прежде всего, в интересах государства, а затем уже в своих собственных. Для этого решением федерального органа формируется наблюдательный совет (максимум 10 человек) для проработки стратегий развития ТОР и контроля за ее управляющей компанией, основным оперативным органом. Эта компания (в форме акционерного общества) учреждается решением Правительства РФ и на 100% принадлежит государству. Она может, в свою очередь, создавать дочерние предприятия, но с собственным участием не менее 51% – госконтроль обеспечен и на этом уровне. Управляющая компания – головной хозяйствующий субъект ТОР: она получает в распоряжение государственное имущество, выступает застройщиком объектов инфраструктуры и обеспечивает их эксплуатацию, получает технические условия подключения к инженерным сетям и т.д. и т.п.
Не секрет, что 473-ФЗ подготовлен для Дальнего Востока и первые три года будет применяться только в пределах ДВФО. За это время можно проработать всё и вся, а некоторые управленческие решения «обкатать» в пилотных вариантах. На круглом столе в мэрии, в частности, шла речь о создании неформального, но авторитетного Совета Академгородка, состоящего из руководителей его основных субъектов: СО РАН, ФАНО, НГУ, технопарка, крупных наукоемких компаний, муниципальной власти. У нас есть время, чтобы согласовать принципы формирования такого органа, собрать его и начать действовать. Это будет непросто. Но стоит вспомнить мудрое высказывание: «Если не делать ничего, то и получите ничто».
Комментарии
473-ФЗ - очень спорный федеральный закон. Особенно сильные споры вызывает ст. 17 (Особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности...) и ст. 28 (Особенности принудительного отчуждения/ изъятия земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для государственных нужд. Решение об этом принимается по ходатайству управляющей компании...)
Поэтому почему бы пока не циклиться на этом ФЗ, а просто (в сотв. с 4-ОЗ и 131-ФЗ) не выступить с инициативой губернатору о голосовании на ближайших выборах жителей Барышевского сельсовета за или против присоединения территории их сельсовета к территории г. Новосибирска?
А проектом территории опережающего развития надо заниматься, конечно же!