Атомная война с раковыми клетками
Атомная война с раковыми клетками
Сибирские учёные провели первый в мире эксперимент по использованию ускорительного источника нейтронов для бор-нейтронозахватной терапии (БНЗТ) рака. В нём участвовали специалисты Института ядерной физики, Института молекулярной и клеточной биологии СО РАН, Нейрохирургического центра Дорожной клинической больницы, Новосибирского медуниверситета и университета Цукуба (Япония).
Суть метода – в избирательном поражении клеток злокачественных опухолей. В кровь человека вводится раствор, содержащий бор, который накапливается в раковых клетках. Затем опухоль облучают, ядра бора поглощают нейтроны, происходят ядерные реакции с большим энерговыделением, в результате чего больные клетки погибают.
История развития методики началась ещё в 1936 году, спустя несколько лет после открытия нейтронов. В начале её отрабатывали на ядерных реакторах. «Наука в Сибири» сообщает, что уже в 70-80-е годы японец Хироши Хатанака проводил терапию и получил впечатляющие результаты. Фактически, хирургическую операцию у людей с глиобластомой он делал прямо на реакторе – специально для этого там была оборудована стерильная комната. Вскрывал череп, вырезал основную часть опухоли, вводил бор, облучал это место потоком тепловых нейтронов и действительно вылечивал. Его первый пациент, которому поставили диагноз глиобластома, прожил после этого 21 год.
Однако внедрение БНЗТ на ядерных реакторах, которые использовались в качестве источника нейтронов, в клиническую практику затруднительно. Современные учёные уверены, что для этих целей больше подходят ускорители заряженных частиц, потому что они компактны, безопасны и обеспечивают лучшее качество нейтронного пучка.
Как сообщают в пресс-службе ИЯФа, сейчас в мире существуют четыре ускорителя, способных генерировать нейтроны нужных параметров, и только один из них уже готов к экспериментам с биологическими культурами, это Тандем-БНЗТ – компактный ускорительный источник, разработанный и изготовленный в Институте ядерной физики. Исследованиями в этой области наши специалисты занимаются уже более 20 лет.
– Различные клеточные культуры мы помещаем в фантом из оргстекла – сосуд, имитирующий голову человека. Эту искусственную «голову» кладем под мишень ускорителя. Время одного эксперимента – примерно час, – поясняет ведущий научный сотрудник лаборатории БНЗТ, д.ф.-м.н. Сергей Таскаев. – Мы планируем провести несколько таких сеансов. Затем обработанные клетки передадим в Институт молекулярной и клеточной биологии СО РАН, где установят, сколько клеток выжило, а сколько погибло. На это у них уйдёт две недели.
Учёные подчёркивают, что для использования БНЗТ в онкологических центрах необходимо пройти много важных этапов: эксперименты на животных, клинические испытания, создание в России необходимой инфраструктуры. Сейчас речь идёт только о научных экспериментах.
На снимке: д.м.н., проф. университета Цукуба Кей Накай,
клинический доцент университета Цукуба А. Заборонок,
ведущий научный сотрудник лаборатории БНЗТ ИЯФ СО РАН, д.ф.-м.н. С. Таскаев.
Фото предоставлены ИЯФ СО РАН
Комментарии