Завидует или ждёт похвалы?
Завидует или ждёт похвалы?
Моей дочке пять лет, и в последнее время я замечаю, что она начинает мне завидовать. Из последнего: достаём зимнюю одежду, и Алина заявляет, что её куртка, видите ли, некрасивая, а моя – красивая. Иногда даже плачет, причём причину слёз называет совсем другую... Сегодня, например, я нарастила ногти, Алина в это время была у бабушки. Прихожу, а она начинает говорить, что ей нужны такие же, что у неё некрасивые ногти, и опять в слёзы. Спрашиваю, чего же ты плачешь, она отвечает, что хочет домой. Пока я не пришла, всё было нормально, а когда увидела мои ногти, расплакалась. Все убеждения, что она красивая девочка, принцессочка, не помогают уже. Подскажите, как уберечься от этой зависти, а то страшно, как мы в 15 лет будем общаться, если уже в пять такое…
Первое, что необходимо сделать, это попробовать понять, что именно происходит. Из вашего описания сложно интерпретировать действия дочери как зависть.
Пятилетний ребёнок, выстраивая свою я-концепцию, формируя образ себя, скорее стремится быть похожим на взрослого. Дочь говорит такое потому, что хочет быть, как мама.
Давайте попробуем посмотреть на ситуацию с одеждой с позиции Алины. Тот разговор в прошлом и, возможно, уже забыт дочерью. Положите рядом две куртки и попросите их сравнить. Как, помните в детских журналах и развивающих книжках, предлагается сравнить картинки и найти 10 отличий. Чем куртки похожи и чем отличаются? Внимательно послушайте девочку. Если она растеряется, к такому разговору нужно подготовить несколько своих пунктов и несколько наводящих вопросов.
Завершить разговор можно резюмирующей фразой: «Ну, вот, наши куртки просто разные!» – что будет подразумевать, что ни одна из них не лучше другой. Так мы создаём прецедент, на который затем сможем опираться: «Помнишь, мы сравнивали куртки? Вооот! И здесь так же…» Применительно почти к чему угодно. Скорее всего, такое обсуждение нужно будет провести ещё несколько раз. Но оно позволит получить множество эффектов в самых разных направлениях.
Во-первых, вы можете апеллировать к таким разговорам в ситуациях, когда дочь сравнивает свои вещи и ваши. Только делать это надо быстро, пока эмоции не захлестнули ребёнка.
Во-вторых, вы расширяете набор оснований для классификации предметов, которыми девочка может оперировать в ходе своих интеллектуальных действий.
В-третьих, такие разговоры со временем могут перерасти в традицию девичьих разговоров ни о чём, но, как правило, о самом важном. Тогда, скорее всего, когда дочери исполнится 15 лет, вы будете очень довольны своим общением с ней.
Сейчас у вас с дочерью сложился привычный ритуал: она что-то сравнивает, накручивает себя при этом, начинает плакать, вы, чтобы её успокоить, рассказываете, какая она нарядная и красивая… Не исключено, что для девочки этот ритуал стал привычным и понятным и нужен, чтобы получить похвалу. Попробуйте в ближайшие две-три недели говорить Алине о её сильных сторонах просто так, без повода, как можно чаще. Чуть приостановив взгляд на дочери, говорите ей что-нибудь хорошее, что в голову приходит: «Смотрю, на тебя, Алина, и думаю… как мне повезло с доченькой, такие кудряшки светлые, красивые!»
Возможно, получив подтверждение своей значимости напрямую и без запроса, она перестанет нуждаться в том, чтобы получать от вас похвалу таким изощрённым способом. Все убеждения в том, что Алиночка – ваша принцесса и красавица, усваиваются ребёнком в спокойном состоянии. Когда она уже начала капризничать, лучше ни о чём не говорить, а обнять её и подождать, пока дочь успокоится.
Кстати, если бы Алина завидовала вам, она бы чётко гнула свою линию: плачу потому, что у меня нет такой красивой куртки! Плачу потому, что у меня нет таких красивых ногтей!
А. Бердникова, психолог (8-913-905-09-40)
Фото с сайта ipsyholog.ru
Комментарии