Затерялся в Сибири рояль...
Затерялся в Сибири рояль...
В СУНЦ НГУ с визитом побывала британская писательница Софи Робертс. Она ищет музыкальные инструменты с необычными историями и владельцами.
По словам организаторов поездки, расцвет производства музыкальных инструментов в России пришёлся на конец XVIII – XIX вв., что в целом совпадает с годами освоения Сибири. И в это время, и в XX столетии уникальные по звучанию инструменты разными путями попадали в наш край из европейской части страны.
Французская пианистка Вера Августовна Лотар-Шевченко вслед за мужем приехала в Советский Союз и здесь была репрессирована. После тринадцати лет ГУЛАГа она переехала в Академгородок по приглашению Михаила Алексеевича Лаврентьева. Много лет была желанным гостем у Алексея Андреевича и Анастасии Савельевны Ляпуновых, которые подарили ей кабинетный рояль фабрики F. Mühlbach. Она много музицировала – в Доме учёных, в ФМШ, в семье Ляпуновых. По словам Натальи Пащенко, замдиректора СУНЦ НГУ, в последние годы жизни Веры Августовны за ней закреплялся класс, который помогал по хозяйству: ученики покупали продукты, следили за чистотой. И каждый раз час-полтора слушали концерт в её исполнении как благодарность за помощь. Свой рояль она завещала физматшколе.
Встреча с британской писательницей проходила в комнате, где стоит знаменитый рояль. Софи Робертс рассказала, что полгода назад наткнулась на удивительную историю Веры Лотар-Шевченко и была потрясена тем, что она играла в ГУЛАГе на вырезанной из дерева клавиатуре, на беззвучном пианино.
– Горжусь тем, что вы поделились такой драгоценностью своей истории, именно музыкальной истории России, – сказала гостья, – и я сегодня, общаясь с людьми и находясь в этом живом музее, почувствовала, насколько потрясающе получилось соединить прошлое с настоящим, сделать его живым и продолжить его живым. Поэтому история о Вере живёт. Этот замечательный инструмент, те люди и вы все, кто тоже пришли сюда поделиться какими-то историями, – доказательство тому.
По оценке Станислава Добровольского, кандидата искусствоведческих наук, доцента Новосибирской консерватории, этому роялю фирмы F. Mühlbach около 120 лет (по номеру удалось выяснить, что он произведён в 1901 году). В прошлом ему приходилось несколько раз настраивать этот инструмент, но на нём давно никто не играл. Сейчас состояние рояля удовлетворительное. Инструмент решено реставрировать с максимальным сохранением подлинных деталей. Уже через год, к 55-летию СУНЦ НГУ, заново откроется Клуб любителей искусств, в котором этот рояль будет главным экспонатом.
Весь собранный Софи Робертс материал будет изложен в книге «Затерянные пианино Сибири». В Новосибирске она уже успела побывать в театре оперы и балета, в филармонии и консерватории; впереди её ожидают города Алтая.
– У меня появилась потрясающая возможность исследовать эту необъятную и неизведанную часть земного шара, России, чтобы показать другим странам, другому миру совершенно неизвестную Сибирь. Желание написать книгу об истории музыкальных инструментов явилось отличным поводом съездить в Академгородок, а книга раскроет разные удивительные музыкальные истории, потому что чем глубже, чем отдалённей, чем заброшенней – тем более интересный материал ты находишь.
Софи общалась с учениками на английском языке, отвечала на вопросы, сама спрашивала, оставила свой отзыв о школе в библиотеке.
Вот так раскрылась ещё одна тайна – затерянного в Сибири музыкального инструмента.
Д. Гусаченко, 11-й класс СУНЦ НГУ
Комментарии