Занимательный урок биологии
Занимательный урок биологии
Занимательный урок биологии День науки – знаменательное событие для Академгородка. 8 февраля двери наших НИИ были открыты для всех, кто интересуется достижениями современной науки, и, конечно же, для молодежи, готовой принять наследие отцов и дедов и пополнять его.>>>
День науки – знаменательное событие для Академгородка. 8 февраля двери наших НИИ были открыты для всех, кто интересуется достижениями современной науки, и, конечно же, для молодежи, готовой принять наследие отцов и дедов и пополнять его.
Этот день был горячим для сотрудников Института цитологии и генетики. С утра до вечера здесь проводились лекции и экскурсии для школьников разных возрастов, демонстрировались фильмы о последних достижениях наших ученых в области естествознания.
Перед биологами стояла непростая задача: привыкнув за долгие годы учебы и работы изъясняться в своем кругу на латыни и называть предметы и явления научными терминами, достаточно сложно быстро адаптировать привычную речь для восприятия неспециалистом. На экскурсии пришли школьники разного возраста – от малышей до старшеклассников. Нужно было правильно выбрать тему, пояснить по ходу повествования все сложные и непонятные им слова.
Те, кому это удалось, завоевали уважение и любовь юных гостей, параллельно заинтересовав их своей научной отраслью. Теперь даже самый ярый лентяй задумается: стоит ли ему прогуливать школьный урок ботаники? Ведь в настоящей лаборатории за настоящим микроскопом было так интересно наблюдать все эти ядра, вакуоли и митохондрии, казавшиеся раньше полным занудством!
Ученики 10-го класса смотрят фильм о доместикации лисиц. Те, кто на биологии не слушал плеер, радостно улавливают знакомые фразы: повышение репродукции, высокая стрессоустойчивость, доминантный ген. Оказывается, и генетика, и цитология – «звери» вполне знакомые и довольно симпатичные. А если еще почитать пару-тройку книг и научных статей, того гляди, и экзамены сдашь хорошо, и в университет тебя потянет со страшной силой. Ну, если не в наш, то хотя бы в аграрный: там тоже готовят генетиков.
Девятиклассница из гимназии №3 совсем другими глазами посмотрела сегодня и на крыс, и на научную деятельность. Рассказ сотрудника института Н. Юдина и демонстрация фильма о шизофрении у грызунов так ее заинтересовали, что она засыпала вопросами классного руководителя. И лабораторные крысы, как выяснилось, совсем не мерзкие, а мягкие, пушистые и приносят колоссальную пользу людям. Предложенный зрителям активный зверек переходил из рук в руки, да так и уснул, пригревшись на коленях у одной из девушек.
Многие ребята проезжали или проходили мимо научно-исследовательских институтов, не задумываясь о том, что происходит внутри этих стен. Даже те, чьи родители занимаются наукой, зачастую видят только их уставшие от компьютера глаза, кипы литературы и знают о низкой зарплате. А работа-то, оказывается, дает такие поразительные результаты! Моментально возрастает в сознании подростка и авторитет родителей, и престиж научной деятельности.
Лекцию Ю. Сидорчука о трансгенных растениях шестиклассники из 61-й школы слушали вежливо, но без особого энтузиазма. Но когда Юрий Владимирович повел их в теплицы, рассказал и показал, как выращивают подопытные культуры, как тщательно соблюдают все правила для достижения оптимальной чистоты эксперимента, когда привел в лабораторию, где из крохотных кусочков ткани в пробирках вырастают целые растения, ребячьему восторгу просто не было предела. Они активно задавали вопросы, фотографировали все, что только можно, затаив дыхание, смотрели, как ученый готовит препарат табачного пыльника, и долго не отходили от микроскопа, разглядывая органоиды клетки.
Отрадно, что помимо классного руководителя пришла с группой мама одного из учеников. Она не просто сопровождала детей, а сама с живейшим интересом слушала ученых и осматривала лаборатории. Прекрасно, когда среди массы дел родители выкраивают полдня, чтобы вместе с ребенком расширять свой кругозор.
Вот это всем урокам урок! Теперь ботаника навсегда станет для них не книжкой со схемами и параграфами, а живой и интересной наукой, которой вполне стоит посвятить жизнь. Напоследок шестиклассникам нашли лабораторную крысу по имени Леопольд. Дети долго гладили и тормошили зверька, фотографировались с ним на память. Поблагодарив сотрудников института за радушный прием, школьники распрощались с ними до следующего Дня науки.
Как знать, может, кто-нибудь из сегодняшних мальчишек и девчонок вернется сюда студентом или молодым ученым-биологом? Они наше будущее, поэтому любовь к России вообще и к отечественной науке в частности необходимо вложить в детские сердца и умы уже сегодня.
Светлана КНИЖНИК
Фото автора
Комментарии