• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Комментарии
  • Рубрики
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 01:16 четверг, 14 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 0 баллов
    14.11.2019
    USD: 64.2
    EUR: 70.67
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • Вспоминая студенчество: преподаватели НГУ рассказали о своих первых лекциях

    Вспоминая студенчество: преподаватели НГУ рассказали о своих первых лекциях

    Вспоминая студенчество: преподаватели НГУ рассказали о своих первых лекциях

    Новосибирский государственный университет создан Постановлением Совета Министров СССР от 9 января 1958 года – через шесть месяцев после решения о создании Сибирского отделения Академии наук СССР. А вот первую лекцию студентам прочитали только 28 сентября.

    Читал ее академик Сергей Соболев, темой стали проблемы математической науки того времени. Факультет тогда был всего один – естественных наук.

    Об истории вуза, его преподавателях и достижениях знают многие. Новости из жизни НГУ разлетаются по Новосибирску практически каждый день. Однако это истории общих достижений. И практически нет историй о том, какой была жизнь госуниверситета в разные времена. Поэтому пресс-служба вуза попросила тех, кто сегодня преподает, вспомнить свои первые лекции.

    42 года назад, в 1977 году, я стал студентом НГУ. Мне очень повезло, нам читали лекции одни из самых выдающихся преподавателей. Например, курс механики и теории относительности нам читал Борис Валерианович Чириков – выдающийся ученый, который впоследствии стал академиком РАН. Его лекции запомнились прежде всего своей ясностью, он мог объяснить даже самые сложные вещи понятно. Я до сих пор помню, как на первой лекции Борис Валерианович рассказывал нам про преобразования Лоренца – очень важный элемент специальной теории относительности. Это было очень необычно, потому что специальная теория относительности читается студентам других университетов на старших курсах, а нам, студентам физфака, элементы СТО давались сразу на первом курсе, – вспоминает Михаил Федорук, ректор Новосибирского государственного университета.

    Профессор кафедры минералогии и геохимии Геолого-геофизического факультета НГУ Сергей Смирнов рассказывает:

    Я поступил в НГУ в 1983 году. Честно говоря, самую первую лекцию не помню. Но ощущение было того, что это не просто урок, как в школе. Лекции по специальным предметам (общей геологии, кристаллографии и им подобные) были чем-то вроде своеобразного акта приобщения к мечте. Ну а мечтой, конечно же, было стать геологом, работать в интересных и труднодоступных местах, героически переживать трудности, с которыми сопряжена профессия геолога, совершать открытия и находить месторождения. Из первых дней учебы больше всего запомнились лекции по кристаллографии, которые вел доцент Игорь Тимофеевич Бакуменко. Этот удивительный человек впоследствии стал моим учителем и научным руководителем. Игорь Тимофеевич – яркая и неординарная личность. Его занятия были исключительно эмоциональными. Некоторые его фразы и жесты первокурсники брали в свой обиход. Он часто становился героем анекдотичных ситуаций, но всегда пользовался у студентов особым уважением. Он очень любил свой предмет и старался преподавать его интересно. Писать контрольные, сдавать зачет и экзамен ему было очень трудно. Поэтому сам факт сдачи или получения хорошей оценки расценивался студентами как выдающееся достижение, достойное всеобщего уважения. Что запомнилось больше всего? Пожалуй, ощущение того, что ты учишься в крутом вузе. Ощущение некоторой элитарности. Само положение НГУ и Студгородка создавало впечатление исключительности. Целый университетский городок в лесу. Вокруг исключительно институты Академии наук. А тогда это производило впечатление. Преподаватели – доктора наук, члены Академии. Других таких вузов в СССР не было.

    Профессор кафедры математического анализа механико-математического факультета НГУ Александр Гутман отлично помнит первую лекцию по профильному предмету:

    Одна из первых лекций в университете была очень запоминающейся. Это был первый курс, 1983 год, лекция по математическому анализу. Читал нам эту лекцию академик Юрий Григорьевич Решетняк. Меня поразила эта лекция тем, что она читалась очень медленно, основательно, и всё очень четко выписывалось на доске. Причем так аккуратно, что казалось, будто Юрий Григорьевич переписывает учебник, но было видно, что он не вспоминает информацию, а тут же ее придумывает. Кстати, в то время еще не был издан его учебник, поэтому я думаю, что тогда, с нами, он его и сочинял. Мне очень понравилось, как проходила лекция. Пожалуй, только лекции по матанализу и только от Решетняка этим качеством и обладали.

    Старший преподаватель кафедры источниковедения литературы и древних языков Гуманитарного института НГУ Людмила Буднева поступила в университет в 1992 году на специальность «Филология». По ее словам, своей первой лекции она не запомнила, потому что была очень разочарована своими одногруппниками:

    Первые три дня я плакала, так мне было некомфортно. А на второй неделе учебы нас отправили перебирать овощи на базу, и следующие две недели нас замечательно сдружили и показали, как я была неправа в своей первой оценке. Что же касается преподавателей, то меня поразила Валентина Михайловна Никулина на первом же занятии немецким языком. Она велела нам тут же читать, мол, ничего сложного. И всё действительно получилось.

    Фото Татьяны Осиповой

    Другие статьи на тему

    Наука и образование / Горизонты науки
    О причинах слоновости
    Новосибирские учёные исследуют генетические корни лимфедемы, которую ещё называют слоновостью. Заболевание проявляется в отёках конечностей из-за накопления жидкости с высоким содержанием белка в межклеточном пространстве...
    132 0
    Наука и образование / Горизонты науки
    Эпидемии малярии не будет
    Малярия считается одним из самых опасных заболеваний в мире. Ежегодно от неё погибают от 1 до 3 млн человек. И, как утверждают некоторые эксперты, в ближайшие десятилетия эта цифра возрастёт. Разносчики инфекции – малярийные комары...
    108 0
    Наука и образование
    С Днём учителя!
    888 0
    "Навигатор" № 39 (1210) от 04.10.19
    Наука и образование
    Школа в вихре «Карусели»
    843 0
    "Навигатор" № 39 (1210) от 04.10.19
    Наука и образование
    С компьютером на ты
    362 0
    "Навигатор" № 39 (1210) от 04.10.19
    Наука и образование
    Две сестры
    633 0
    "Навигатор" № 38 (1209) от 27.09.19

    Популярное