Вписаться в новый коллектив
Вписаться в новый коллектив
Сначала долго не давали место в саду, потом мы сомневались, нужен ли он нам: всё вроде бы и так неплохо. В итоге решили перед школой походить годик. Дочери на момент начала посещения сада будет пять с половиной, скорее всего, её адаптация пойдёт не так, как у малышей. Как помочь ребёнку?
Сначала попробуем вписать девочку в новый коллектив.
То, что разрешено дома, может быть запрещено в саду. Постарайтесь оправдать садовское правило, объяснить, почему так или иначе делать нельзя, например, садиться на подоконник. Не все дети одинаково хорошо физически развиты, кому-то трудно сохранить равновесие, и воспитатель не может уследить за всеми, подстраховать каждого. Поэтому, чтобы не допустить падения, в детсаде установлено такое правило.
Любые дружеские отношения будут способствовать включению в новый коллектив. Вы знакомы с кем-либо из родителей садовской группы? Может, встречаетесь на прогулках? Общайтесь, например, с мамой того ребёнка, с которым сдружилась ваша дочь, договоритесь о встречах вне сада.
Повспоминайте с девочкой что-нибудь хорошее, забавные истории из вашего садовского детства. Если вам тогда удавалось с кем-то подружиться интересным образом, об этом тоже расскажите.
Поделитесь с дочерью играми из своего детства, при этом попробуйте «завернуть» инструкцию в сказочную упаковку. Здесь понадобится помощь, но, скорее, методического характера, нежели психологического. Девочку необходимо обучить продуктивным моделям общения, например, как организовывать интересные игры для детей. В среде четырёх-, пятилеток ребёнок, который может придумать или организовать что-то подобное, обладает высоким авторитетом.
Дайте дочке маленькое зеркальце и научите пускать солнечных зайчиков. Или подскажите, как играть в поезд. Для этого надо дома вырезать из бумаги или картона несколько кружочков, написать на них номера и приготовить билетики для пассажиров.
Стулья-вагоны расставляются друг за другом. На каждый скотчем или другим доступным способом прикрепляется круг с цифрой. Детям выдаются квиточки с номерами вагонов – все занимают места, указанные в билетах. Когда пассажиры расселись, машинист проверяет документы: «Все ли на своих местах? Сам занимает первый стул, и поезд «трогается». «Ту-ту!» – говорит машинист; «Чух-чух-чух!» – повторяют пассажиры. На остановке все выходят. Можно играть заново.
Предварительно поставьте в известность воспитателя о ваших игровых планах и заручитесь его поддержкой. Возможно, педагог посоветует вам что-то ещё.
Для оказания собственно психологической поддержки воспользуйтесь навыками активного слушания. Это позволит построить доверительные отношения с ребёнком, подтолкнуть к выбору верного решения, а также ответить на поставленные вопросы, не блокируя открытости малыша. Если вы научите этому дочку, она сможет активно общаться со сверстниками, иметь своё мнение и корректно отстаивать его.
Иногда этот приём называют «отражённым выслушиванием». Сначала надо продемонстрировать малышу, что вы слышите то, что он говорит, подтвердите это словами «да», «угу», вопросами «а что потом?», «и что же?» и т.д. Позвольте ребёнку выражать чувства. Если он сдержан в проявлении эмоций, помогите ему, например, сказав: «Я обычно пугаюсь в таких случаях» или «Я бы встревожился». Докажите малышу, что правильно поняли его рассказ или сообщение, кратко перескажите суть: «Это здорово и заслуживает уважения, когда человек находит в себе силы для того, чтобы…»
Внимательно следите за лицом ребёнка, за жестами. Часто дети уверены, что успешно скрывают свои эмоции: грусть, досаду, нетерпение и прочее. Но дрожащий подбородок или блеск глаз скажут иное. Всегда полагайтесь на «язык тела». И обязательно возвращайте ребёнку увиденное, не оставляйте свои наблюдения при себе: «Когда ты говоришь об этом, слёзки на глазах появляются, наверное, это важно для тебя».
Выражайте свою поддержку и поощрение не только словами. Это могут быть улыбка, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение к детской руке, похлопывание по плечу (но не по голове – этот жест может расцениваться как пренебрежение).
Выбирайте правильный тон для ответов и не говорите безапелляционно или саркастично – дети могут расценить это как негативную оценку действий и замкнуться в себе.
Используйте слова одобрения для поддержания разговора и показывайте заинтересованность. Здесь подойдут короткие фразы, отражающие эмоциональное отношение к обсуждаемой теме, например: «Вот это да!», «Да ну, не верю!», «Здорово!», «Надо же, я бы точно не догадался!» и тому подобное.
Таким образом, ребёнок сначала обретёт собственное мнение внутри семьи, почувствует уважение к своим суждениям. Затем научится выражать его в общении со сверстниками.
Анна БЕРДНИКОВА, психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии