Воевать или понимать
Воевать или понимать
В образовательном центре «Горностай» стартовал проект «Цифровая гигиена» для родителей учеников младшей школы. Профессиональные психологи будут читать лекции, давать практические рекомендации и отвечать на вопросы мам и пап о взаимоотношениях детей с гаджетами.
Это совместный проект ОЦ «Горностай» и онлайн-школы для родителей «2 аиста»: восемь встреч будут проходить раз в месяц бесплатно для зарегистрировавшихся участников. Ведёт занятия семейный психолог, отец троих детей Пётр Зарубин.
На первую встречу пришли около 30 человек. Говорили об особенностях детей младшего школьного возраста, вернее, о том, что следует учитывать родителям, чтобы ребёнок смог безболезненно адаптироваться в новой роли ученика, хотел учиться и понимал, для чего это ему надо, рос ответственным, с адекватной самооценкой. А главное – как всё это сделать, несмотря на гаджеты!
Что ребёнок берёт в онлайн-среде, чего не может получить в реальной жизни? Этот вопрос, по мнению психолога, ключевой для понимания ситуации. Ведь современный младший школьник растёт в условиях гиперопеки: в школу довезут, портфель соберут, десять раз позвонят сыну или дочке, чтобы убедиться, что с ними всё в порядке. Ещё лет 30 назад всё было иначе, но изменилась криминальная обстановка, расширились наши технические возможности. Другое время, среда. И компьютер – часть этих изменений.
– Сколько времени вы, взрослые, проводите в смартфоне? – обратился к родителям Пётр Зарубин.
Тут же в зале зашептались: конечно, целый день, но мы же там работаем, а не всякую ерунду смотрим.
– У детей тоже есть свои потребности, которые они реализуют в онлайн-среде, – отметил психолог и рассказал участникам о том, что и у ребёнка, и у взрослого, по одной из классификаций, можно выделить шесть основных потребностей: в безопасности, принятии (любви), власти, развитии, свободе и развлечении.
Что из перечисленного «добирает» ваше чадо, часами просиживая за компьютером? Может быть, дочь постоянно смотрит рекламные ролики в ютьюб потому, что у неё есть потребность в развлечении? Ведь весь её день расписан важными, с точки зрения мамы, делами: школа, кружки, уроки, чтение книг, общение в семейном кругу. На развлечения времени нет, и ребёнок компенсирует этот пробел в интернете.
Сына не оторвать от компьютерных игр? Что он там находит? Перестрелял всех монстров, первым среди одноклассников (которые тоже играют в эту игру) прошёл на следующий уровень, накопил на супероружие. Вот он – успех! Тут тебе реализация потребностей во власти, развитии, свободе и развлечении.
– Поэтому подумайте, какую потребность закрывает школьник в гаджетах, – рекомендовал Пётр Зарубин. – Может быть, тогда вы по-другому начнёте относиться к этим онлайн-увлечениям, спокойнее, осознаннее, а значит, появится возможность что-то изменить в жизни ребёнка, в ваших взаимоотношениях.
В качестве тренинга психолог предложил участникам вспомнить, когда они в последний раз сильно сердились на своего ребёнка, а потом записать десять положительных качеств сына или дочери. Не успели мамы и папы выполнить задание до конца, как возмущение и злость, появившиеся от воспоминаний о конфликте, куда-то исчезли. Положительные эмоции очень быстро затмили негатив. И таким образом можно действовать во многих неприятных ситуациях.
Ещё один эффективный психолого-педагогический инструмент – метод «зелёной ручки». Вместо того чтобы, как строгий учитель, красной пастой подчёркивать ошибки ученика, замечая лишь промахи и недостатки, попробуйте обращать внимание на успехи своего школьника и каждый день говорить ему об этом. Вы увидите, как уже через пару недель отношения в семье станут более спокойными, радостными.
– Похвала – важнейший способ формирования самооценки у ребёнка, – подчеркнул ведущий. – Но необходима описательная похвала. Проговорите свои чувства: как вы рады, приятно удивлены, горды тем, что сделали сын или дочь. И обязательно назовите поступок, за который хвалите. Иначе как ребёнку понять, почему он молодец?
Для развития волевых качеств младшего школьника ему важно получать не только положительный, но и отрицательный опыт. Не старайтесь оградить чадо от всех рисков и проблем, не создавайте тепличные условия. Негативный опыт развивает ребёнка, позволяет ему взаимодействовать с социумом, учит самостоятельно преодолевать трудности, а в результате – чувствовать себя увереннее и достигать успеха.
Первая встреча была вводной. Психолог обозначил ключевые моменты взаимодействия родителей и детей. В дальнейшем занятия будут посвящены более узким вопросам. Среди тем – «Дети и гаджеты», «Домашка» без проблем», «5 шагов от лени и апатии к инициативе и ответственности», «Почему дети лгут?». Следующая открытая встреча запланирована на 21 ноября.
Лилия КИСЛАЯ
Комментарии