• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Комментарии
  • Рубрики
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 10:47 воскресенье, 22 сентября
    Академгородок:
    Пробки: 1 балл
    22.09.2019
    USD: 63.85
    EUR: 70.6
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • Вычислительных дел мастера

    Вычислительных дел мастера

    Вычислительных дел мастера

    В рамках городских Дней науки новосибирские школьники в очередной раз посетили институты СО РАН. Свои двери для любознательного подрастающего поколения распахнули многие учреждения, в том числе и Институт вычислительных технологий(ИВТ СО РАН).

    Что было раньше…

    – Для чего нам нужны компьютеры? – первым делом спросил пришедших на экскурсию школьников Андрей Юрченко, ученый секретарь ИВТ СО РАН. Среди популярных ответов про развлечения и коммуникацию прозвучали и более рассудительные: «Для решения вычислительных задач, связанных с моделированием». Андрей Васильевич рассказал, что первые программируемые компьютеры появились в связи с гонкой вооружений и действительно были предназначены для расчетов, связанных с ядерным оружием. Занимали такие машины целые комнаты. Так, компьютер «Марк-1», созданный в 1944 году в Гарварде по заказу военно-морских сил США, весил около 35 тонн, содержал 750 тысяч деталей и 800 километров проводов.

    В ИВТ СО РАН не сохранились компьютеры первого поколения, но есть музей вычислительной техники. Здесь можно рассмотреть и потрогать руками зарубежные и отечественные арифмометры, огромные калькуляторы, а также компьютеры и принтеры предыдущих поколений. Затаив дыхание, ребята смотрели, как работать на рычажном арифмометре «Феликс». Такие машинки использовались для расчета первых космических программ: числа вводились перемещением рычагов вверх-вниз, за арифметические операции отвечало вращение ручки привода.

    – А вот я здесь впервые потрогал настоящую печатную машинку, – поделился впечатлениями десятиклассник школы №12 Глеб Карпович. – Попробовал набрать несколько слов, ощутил, как печатали раньше. Конечно, современному человеку гораздо привычнее стучать по клавиатуре компьютера. Хотя на печатной машинке очень похожее расположение букв!

    …и что теперь

    После осмотра музея участники экскурсии шагнули из века прошлого в век нынешний: побывали в современных серверных помещениях; узнали, чем занимаются сотрудники института. Например, сотрудник лаборатории обработки данных Дмитрий Чубаров рассказал, как создается карта лесных пожаров:

    – На огромных просторах Сибири, кроме спутника, нет никакого другого способа узнать, что происходит, к примеру, между Норильском и Красноярском. Чтобы получить спутниковую картинку с изображением точек термальных аномалий (некоторые из них как раз и соответствуют лесным пожарам), необходимо расшифровать принятые данные, и для этого требуется несколько десятков разных программ.

    Работники ИВТ СО РАН, общавшиеся со школьниками, уверены в перспективности и увлекательности своей профессии. Техника развивается невероятными темпами, и бывшие когда-то самыми мощными в мире компьютеры нынче уступают по вычислительной мощности даже мобильным телефонам.

    – Что будет дальше, покажет время, – на прощание сказал школьникам ученый секретарь ИВТ СО РАН Андрей Юрченко. – Но уже сейчас можно утверждать: в нашей стране наконец-то вспомнили, что технические науки – важный компонент развития государства.

    Елена НОСОВА

    24 часа канадской науки

    Уважаемые читатели, многие из вас – постоянные участники городских Дней науки, проводимых в Новосибирске. Возможно, вам будет интересно сравнить свои впечатления с зарисовкой нашей читательницы, побывавшей на аналогичном мероприятии в Монреале.

    Уже полгода наша семья живет в Монреале, где мой муж проходит стажировку. В мае нам посчастливилось попасть на ежегодный Квебекский фестиваль «24 часа науки». Оказалось, что он включает себя огромное множество мероприятий по всей провинции Квебек – и в музеях, и в парках, и в библиотеках, и в многочисленных учебных заведениях. В программе значились и экскурсии по лабораториям, и лекции, и научные семинары и фильмы, и выставки, и мастер-классы. На праздник отведены сутки, причем в прямом смысле слова: например, изучение летучих мышей в парке и астрономические наблюдения проводились ночью.

    Все мероприятия бесплатны, однако на многие нужно было записываться заранее, так что на две интересные программы (семинар в Институте психического здоровья и экскурсию и «мастер-класс» от патологоанатомов крупнейшего госпиталя Монреаля) мы не смогли попасть – не было мест. Однако выбор был так велик, что замена нашлась сразу. Сначала отправились в местный госпиталь на научно-популярную лекцию сотрудников гепато-нейро лаборатории, где изучают влияние болезней печени на сознание. После лекции – экскурсия по лаборатории с подробным освещением каждого этапа работы исследователей.

    Затем нас ждали мероприятия на медицинском факультете старейшего и известнейшего учебного заведения Канады – университета Макгилла. Начали мы с выставки в отделении патологии. Каждый экспонат сопровождался подробным рассказом о причинах и обстоятельствах смерти пациентов. Детей особенно впечатлил рассказ о гибели солдата Первой мировой войны от попадания пушечного ядра в ногу и дыхательные пути в разрезе с застрявшим в них орешком... Этот экспонат оказался очень поучительным, дети теперь не крутятся и не разговаривают во время еды.

    Возможно, выставка была мрачновата, зато потом нас пригласили в нейролабораторию, где изучают влияние обучения на изменение структуры головного мозга. В качестве модельного процесса было выбрано обучение музыке. Потенциально это исследование может помочь при терапии многих заболеваний мозга, а также улучшить обучаемость здоровых людей. Интересно, что некоторые сотрудники лаборатории ставят эксперименты на себе – специально обучаются музыке. Например, лектору аккомпанировала виолончелистка.

    После обеда мы отправились в университет Монреаля, где была целая ярмарка научных развлечений, рассчитанная в первую очередь, на детей. Йогурт, моментально превратившийся в жидком азоте в мороженое, полчища бактерий, выросшие на чашке Петри после «поцелуя», выделение ДНК из ягод и хлорофилла из листьев, опыты с «вечными двигателями», изготовление акриловых красок и многое другое. Кроме того, в конференц-зале шли популярные лекции для публики, а аспиранты представляли свои постеры.

    В конце дня мне стало искренне жаль, что в этом празднике науки только 24 часа, за которые невозможно обойти самые интересные лекции и выставки.

    Мария ПЕШКОВА

    Другие статьи на тему

    Старые рубрики / Дни Российской науки
    О достижениях сибирских ученых
    1534 0
    "Навигатор" № 4 (923) от 07.02.14
    Старые рубрики / Дни Российской науки
    Прикоснуться к флоре
    1100 0
    "Навигатор" № 4 (923) от 07.02.14
    Старые рубрики / Дни Российской науки
    Лето – круглый год
    1764 0
    "Навигатор" № 6 (823) от 17.02.12
    Старые рубрики / Дни Российской науки
    О науке – интересно
    1983 0
    "Навигатор" № 6 (823) от 17.02.12
    Старые рубрики / Дни Российской науки
    Открытие экономики
    В честь Дня российской науки распахнулись двери многих учреждений Новосибирского научного центра. Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН (ИЭОПП СО РАН) не стал исключением и пригласил в гости школьников. В честь Дня российской науки распахнулись двери многих учреждений Новосибирского научного центра. Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН (ИЭОПП СО РАН) не стал исключением и пригласил в гости школьников...
    1703 0

    Популярное