Велосипед зимой
Велосипед зимой
Поездка на велосипеде до острова Тань-Вань по Обскому морю кажется вам фантастикой? Для Дмитрия Бабушкина подобное путешествие близко к лыжной прогулке. Весь секрет, как уверяет Дмитрий, в первом в Новосибирске снегобайке. Этот необычный велосипед, появившийся в Академгородке только в нынешнем году, вызывает удивление и восхищение его жителей.
В 1894 году в Канаде в программе зимнего увеселительного карнавала было особое развлечение – езда на велосипеде по льду. Судя по сохранившимся отзывам, зрелище оказалось забавным... Небольшое путешествие по замершему Обскому водохранилищу тоже можно отнести к разряду развлечений, но в отличие от того карнавала этот велосипед не скользит и в снег не проваливается.
– Вид моего снегобайка неизменно привлекает внимание. Часто спрашивают: где взяли такие широкие шины? – поясняет Дмитрий. И тут же с увлечением уходит в технические подробности. – Эти шины диктуют условия всей конструкции байка Pugsley: рама с широко разведенными задними перьями, эффективной шириной задней втулки и таким кареточным стаканом, чтобы цепь свободно проходила мимо широкой шины. Для совместимости с обычными втулками перья рамы смещены в сторону цепи, как и перья передней вилки.
Гордо еду на снегобайке – удивительное ощущение несовместимости: морозное утро и велосипед! Уже несколько лет не каталась на велосипеде, но легко обгоняю лыжников. Дмитрий бежит рядом и с трудом сохраняя дыхание пытается отвечать на мои вопросы:
– Конечно, кататься зимой в Сибири можно на любом велосипеде, кроме разве что шоссейного. Отлично подойдет обычный горный байк. Но есть особый класс велосипедов, называемых фэтбайками, специально предназначенный для езды по мягким поверхностям – снегу и песку. Зародившись на Аляске, первый фэтбайк в России появился в конце 2009 года в Иркутске. Владелец выложил прекрасный отчет о поездках по замерзшему Байкалу на интернет-форуме velomania.ru. Пожалуй, это и стало мощным стимулом для последователей. Сегодня в России уже около десяти фэтбайков.
Тот, что подо мной, – первый в Новосибирске. И, скорее всего, не последний – друзья и знакомые пробуют, примеряют и подумывают о покупке. А вот Дмитрий заказывал свой снегобайк, ни разу не прокатившись на подобной модели!
– В 2000 году я поехал на трехмесячную стажировку в университет на юге Германии. Велосипед там – необычайно популярный способ передвижения и для студентов, и для профессоров. К университету, велопарковки которого на тысячи мест буквально забиты, они приезжают на велосипедах даже из соседних городов. С тех пор я очарован той свободой, которую дает велосипед. В ноябре моя стажировка заканчивалась, и я осознавал, что вместо развитой сети велодорожек меня ждут тропинки в заснеженном лесу… Тогда же и узнал об эволюции фэтбайков на Аляске, недоступных для российских покупателей в то время. Возвратившись домой, купил свой первый горный байк, поставил на переднее колесо привезенную с собой шипованную покрышку и ездил с тех пор (по делам и ради удовольствия) каждую зиму с большим успехом. Год назад мне случайно попались на глаза отчеты Максима из Иркутска. Решение заказать такую же раму в Интернет-магазине было эмоциональным и авантюрным: снег на Байкале и на Обском море – не одно и то же. Этой зимой, в декабре, я собрал снегобайк целиком и не остался разочарован: феноменальная проходимость широких шин при низком давлении (вплоть до 0,2 атм) подтвердилась и в наших условиях. В феврале ездил несколько раз на остров Тань-Вань и даже буксировал за снегобайком по морю 5-летнего сына Дениса на горных лыжах. Для поездок на работу по лесным тропинкам он тоже дает преимущества: позволяет проехать после снегопадов там, где обычный байк пришлось бы даже нести на себе!
На очередном повороте съезжаю в колею и еще раз падаю.
– Колеи на автомобильных дорогах никак не назовешь стихией этого байка, – утешает меня Дмитрий. – Впрочем, даже на велосипеде с шипами на обоих колесах в таких местах требуется предельная осторожность. Боковое удержание шины весьма ограничено, но в прошлом году появилась вторая модель той же ширины, но с более цепким протектором – Larry, которую я мечтаю испытать на переднем колесе. Вообще, в 2010-м году начался настоящий бум фэтбайков: Surly выпускает новые варианты шины, обода, впервые вносит долгожданные изменения в конструкцию рамы, на рынок выходит крупная фирма Salsa с удачным байком MukLuk, производитель элитарных титановых фэтбайков с Аляски FatBack выпускает отличную бюджетную алюминиевую модель, впервые появляются композитные вилки для фэтбайков – сразу двух фирм и т.д. Бум продолжается и в этом году. По слухам, свой фэтбайк выпустит такой гигант индустрии, как Kona.
Признаюсь честно, велосипеды на зимних дорогах Городка всегда представлялись мне конструкциями ненадежными и плохо управляемыми.
– Ну что вы, – смеется Дмитрий. – Я за эти годы ни разу не столкнулся с пешеходом. Поскользнуться и упасть на тротуаре в гололедицу мне случалось, только когда шел пешком, а не ехал на байке – колеса устойчивее ног.
По пешеходной дорожке я ехать не рискую... Поэтому мы идем и обсуждаем мои впечатления. А что тут скажешь? Солнышко, легкий морозец, и такое чудо – велосипед зимой! А еще говорят – этот велосипед и в воде не тонет.
Юлия ЧЕРНАЯ
Комментарии
Если появятся вопросы по данной теме - всегда буду рад ответить, спрашивайте запросто!
Вот ссылка на "звёздную тему" на веломании:
forum.velomania.ru/showthread.php?t=65300
А тут много английских слов и красивых фотографий:
forums.mtbr.com/forumdisplay.php?f=164
P.S. В редакции перед набором, видимо, включили некую слово-прореживающую машинку, что стало для меня сюрпризом. Во-первых, исчезли все числа. После чего, например, фраза "эффективной шириной задней втулки" загадочно повисла в воздухе :-) Получается, что у этого байка ширина задней втулки - "эффективная", а у других -нет? Тем более удивительно в таком контексте звучит следующее предложение о том, что втулки-то там - стандартные! На самом деле так:
"Рама с широко разведёнными задними перьями, эффективной шириной задней втулки 170мм и кареточным стаканом 100мм вместо 68/73мм – для того, чтобы цепь свободно проходила мимо широкой шины. Для совместимости с обычными втулками (135мм) перья рамы смещены в сторону цепи на 17.5мм (просто и гениально!). Чтобы вернуть колёса в плоскость рамы, отверстия для спиц в ободе тоже смещены от его середины."
Вес снегобайка (15.5 кг) тоже пропал из упомининия, а ведь на взгляд дают минимум вдвое больше! Вообще, снегобайк на плотном снегу едет очень легко, вопреки интуитивному представлению людей о его широченных колёсах.
Во-вторых, из статьи теперь даже не понятно, как называется фирма-изготовитель моего байка (а заодно и байка Максима). Это Surly. Также исчезло упоминание о том, какая же там ширина шин на самом деле? Понимание "широкой" шины бывает разное! Там около 10см ширины покрышки, на ободе внешней шириной 65-82мм.
В-третьих, просто приступ гордости за Родину вызывает тот "факт", что
зародились на Аляске фэтбайки для того, чтобы появился в конце 2009 года в России :-))) А было твк:
". Зародившись на Аляске, фэтбайки начали завоёвывать широкое признание с выпуском первой массовой модели “Pugsley” фирмой Surly в 2005г. Первый “Пагс” в России появился в конце 2009 года в Иркутске."
Я, конечно, понимаю, что рекламные поля снизу поджали. Но сократить можно было в других местах - это выглядит очевидным.
P.P.S. Вообще, на фэтбайки без улыбки сложно смотреть - настолько забавно они выглядят. У того, кому доводится прокатиться на таком - улыбка расплывается ещё шире :-) Думаю, что курьезы с текстом естественны и закономерны, с учётом этого свойства предмета статьи :-)