Узнай результат
Узнай результат
Учитель словесности
…За годы учительства, каждый из которых напоминал предыдущий и ничем особенным не выделялся, Якоб Иванович настолько привык произносить одни и те же слова и зачитывать одни и те же задачки, что научился при этом мысленно раздваиваться внутри своего тела: язык его бормотал текст очередного грамматического правила, рука зажатой в ней линейкой вяло шлепала по затылку чересчур говорливого ученика, ноги степенно несли тело по классу ‒ от кафедры к задней стене, затем обратно, туда-сюда. А мысль дремала, убаюканная его же собственным голосом и мерным покачиванием головы в такт неспешным шагам.
Немецкая речь была единственным предметом, во время которого мысль Баха обретала былую свежесть и бодрость. Начинали урок с устных упражнений. Ученикам предлагалось рассказать что-либо, Бах слушал и переводил: перелицовывал короткие диалектные обороты в элегантные фразы литературного немецкого. Двигались не спеша, предложение за предложением, слово за словом, будто шли куда-то по глубокому снегу – след в след. Копаться с азбукой и чистописанием Якоб Иванович не любил и, разделавшись с разговорами, торопливо стремил урок к поэтической части: стихи лились на юные лохматые головы щедро, как вода из лоханки в банный день.
Любовью к поэзии Баха обожгло ещё в юности. Тогда казалось: он питается не картофельным супом и квашеной капустой, а одними лишь балладами и гимнами. Казалось, ими же сможет накормить и всех вокруг – потому и стал учителем. До сих пор, декламируя на уроке любимые строфы, Бах всё ещё чувствовал прохладное трепетание восторга в груди. Дети страсти педагога не разделяли: лица их, обычно шаловливые или сосредоточенные, с первыми же звуками стихотворных строк приобретали покорное сомнамбулическое выражение. Немецкий романтизм действовал на класс лучше снотворного. Пожалуй, чтение стихов можно было использовать для успокоения расшалившейся аудитории вместо привычных криков и ударов линейкой…
* * *
Подводя итоги Тотального диктанта, организаторы рассказали, что в этом году его писали в 1021 пункте в 76 странах на 3243 площадках. Больше всего участников собралось в Москве – 20014, Санкт-Петербурге – 10298, Новосибирске – 7003. За рубежом участниками акции стали почти 27 тысяч человек – на 10 тысяч больше, чем в прошлом году.
Руководитель экспертного совета Тотального диктанта, завкафедрой общего и русского языкознания гуманитарного факультета НГУ Наталья Кошкарёва отметила, что у писавших вторую часть диктанта возникли затруднения с расстановкой знаков препинания в бессоюзном сложном предложении и с написанием слов «чересчур» и «не спеша». На «5» в Новосибирске написали диктант около 300 человек.
Комментарии