Юрий Норштейн в Академгородке
Юрий Норштейн в Академгородке
22 и 23 мая Новосибирск посетит легендарный режиссер-мультипликатор Юрий НОРШТЕЙН, автор «Сказки сказок», «Ежика в тумане», «Шинели» и других всем хорошо известных произведений. В первый день с ним состоится творческая встреча в Доме ученых, во второй – мастер-класс в ККК им. В. Маяковского. Зрители смогут не только посмотреть сами мировые шедевры мультипликации, но и узнать историю замысла этих картин, интересные детали создания и задать свои вопросы. Юрий Борисович Норштейн начал работать на киностудии «Союзмультфильм» художником-мультипликатором в 1961 году. За 12 лет с его участием изготовлено более 50 мультфильмов, которые сегодня бы назвали хитами. Но в те времена это слово не использовали так широко. Поэтому их просто называли любимыми мультиками: «Левша», «Как один мужик двух генералов прокормил», «Мистер-Твистер», «Каникулы Бонифация», «Варежка», «Генерал Топтыгин», «Лошарик», «Чебурашка», «Айболит и Бармалей», «38 попугаев» и много других.
Если спросить детей 70-х, чем отличались плохие советские мультики от хороших, они, скорее всего, ответят, что плохими считали кукольные мультфильмы. Там герои двигались, как заржавевшие роботы, и, имитируя речь, словно компостеры шлепали нижней челюстью. Сюжет, диалоги были под стать действующим лицам и могли удовлетворить художественные запросы разве что двухгодовалого ребенка. Таких шедевров «для самых маленьких» показывали немало, а настоящие «взрослые» мультфильмы все дети и родители знали наизусть, с удовольствием пересматривали бесконечное число раз.
С 1973 года волшебник-аниматор выступил в роли режиссера. Если официально, то режиссера-мультипликатора, но на самом деле – автором настоящего большого кино, где на одном экране можно видеть и реальные фотографии, и движущуюся живопись, где нет границ между рисунком, документальными съемками и игровыми моментами. Все рисованные мультики тогда были плоскими, и двигающийся герой тысячи раз перерисовывался в новой позе на новом листе бумаги или целлулоида. Юрий Борисович делал свои мультфильмы иначе, перемещая персонажей на разных ярусах стекла на изобретенном им станке.
Это была первая в истории мультипликации имитация трехмерного пространства. Многослойность изображения создавала удивительную глубину и объем – фигуры то удалялись, немного выходя из фокуса объектива, то приближались. Действующими лицами наравне с ними стали воздух, туман, ветер и свет. Многое из того, что сегодня делается с помощью компьютерной графики, рыжий бородач Норштейн осуществил нехитрыми методами, сочетая великолепную живопись своей супруги Франчески Ярбусовой с приемами документальной и художественной киносъемки. Рядом с нарисованными актерами появлялись реальные предметы. Например, сухой осенний лист.
– Когда я увидел, как с утонувшего в туманном небе дерева срывается ажурный полусвёрнутый лист и, скорбно-торжественно кружась по спирали, покорно ложится к ногам перепуганного Ежика, у меня перехватило дыхание, – вспоминает директор Государственного центрального музея кино Наум Клейман в предисловии книги «Сказка сказок». – Мне много раз приходилось пересматривать «Ежика в тумане», показывать и комментировать его студентам, детям, зарубежным коллегам. Но по сей день я разгадываю, как у него это получилось и что произошло с приходом в мультипликацию Юрия Норштейна. В 1979 году Мастер начал преподавать на Высших курсах сценаристов и режиссеров факультета кинорежиссеров анимационного кино, а в 1990-м организовал собственную студию «Артель», позже вошедшую в Фонд Юрия Норштейна. С 1993-го он ведет мастер-классы в Норвегии, Франции, США, Канаде, Швеции, Венгрии, Польше, Италии, Бельгии и других странах. Его японский анимационный цикл «Зимний день» на стихи Басё покорил Страну восходящего солнца, где он ежегодно бывал с лекциями с 1995 по 2007 годы. А «Сказка сказок» по результатам международного опроса, проведенного Академией киноискусств США, названа лучшим фильмом всех времён и народов. В год 65-летия Победы эта картина становится особенно актуальной.
– Почему в фильме возникла тема войны? – задается вопросом Юрий Норштейн в одной из своих книг. – Я знал жен, сестер, родителей тех, кто не вернулся, знал тех, кто получал похоронки. Но если война только против врага – это еще не защита отечества. У каждого солдата было что-то личное: свой дом, который он защищал, родные, близкие люди. И как противовес войне в картине возникла тема мира. Ведь столько лет с тех пор прошло, а мы так и не знаем, что такое – жить в мире и думать не о сохранении жизни, а её смысле.
В 2006 году Норштейн становится почетным профессором ВГИКа и почетным доктором изящных искусств США. Полный список наград и премий занял бы очень много места. Наиболее крупные из них – премия им. А. Тарковского «За авторский вклад в развитие искусства», медаль Международного союза журналистов «За вклад в развитие искусства мультипликации», премия «Триумф». Юрий Борисович – кавалер Ордена искусств и литературы Франции, кавалер ордена Восходящего солнца. С Новосибирском создателя лучших в мире мультфильмов связывает давняя дружба. Об этом рассказал его «коллега по цеху» и инициатор мероприятий – руководитель детской киностудии «Поиск» Петр Анофриков. – После того, как группа школьников все лето 1982 года исправно проработала с утра до ночи в организованном нами уличном кинотеатре «Старый троллейбус», мне удалось в обкоме комсомола «выбить» для них обещанную путевку в Москву, и я повез туда 40 человек. Все ребята увлекались кино и анимацией, поэтому мы по прибытии двинулись на главные киностудии столицы. В том числе и на «Союзмультфильм». Увидев 16-ярусный станок Норштейна и то, что удается на нем сделать, ребята просто потеряли голову. Всю обратную дорогу только об этом и говорили. В конце концов решили обязательно сделать такой же, и нечто подобное через несколько лет удалось воспроизвести у нас. После визита в Москву ребята переписывались с Норштейном, советуясь, как лучше собирать станок, как правильно снимать, выставлять свет, делать декорации и спецэффекты. Во многом именно благодаря этим контактам «Поиск» превратился из клуба юных кинематографистов в студию, где на профессиональном оборудовании дети делают настоящие мультфильмы, которые традиционно занимают первые места на всероссийских фестивалях. Но главное, что унаследовала киностудия, – это не техника съемки, а непредвзятый, очень простой и ясный детский взгляд на суть вещей.
– Мультипликатору нужно уметь формализовать изображение на листе бумаги, – убежден Норштейн. – Чтобы, как ни схематично ты начертил персонажа, а он всё тот же, потому что ты его понял, «схватил». Если экранизация произведения – это просто перенос из одного материала на другой, то в анимации совсем не так. Здесь любой материал нужно привести к простой формуле, а если ее нет, лучше и не начинать – заблудишься. Делая «Шинель», я пережил ужас подростка от фразы Акакия Акакиевича: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» Так мог сказать только ребенок, но не взрослый. В детстве эта несочетаемость поразила меня больше, чем смерть чиновника, у которого украли шинель. Сквозь нее видна абсолютная физическая достоверность искусства. Ведь из чего творчество составляется? Да из каких-то мелочей. Из запаха опилок и расколотого полена зимой, когда оно пряное, ослепительное на морозе. Вот из всего этого…
Мария ШКОЛЬНИК -----------------------
Если спросить детей 70-х, чем отличались плохие советские мультики от хороших, они, скорее всего, ответят, что плохими считали кукольные мультфильмы. Там герои двигались, как заржавевшие роботы, и, имитируя речь, словно компостеры шлепали нижней челюстью. Сюжет, диалоги были под стать действующим лицам и могли удовлетворить художественные запросы разве что двухгодовалого ребенка. Таких шедевров «для самых маленьких» показывали немало, а настоящие «взрослые» мультфильмы все дети и родители знали наизусть, с удовольствием пересматривали бесконечное число раз.
С 1973 года волшебник-аниматор выступил в роли режиссера. Если официально, то режиссера-мультипликатора, но на самом деле – автором настоящего большого кино, где на одном экране можно видеть и реальные фотографии, и движущуюся живопись, где нет границ между рисунком, документальными съемками и игровыми моментами. Все рисованные мультики тогда были плоскими, и двигающийся герой тысячи раз перерисовывался в новой позе на новом листе бумаги или целлулоида. Юрий Борисович делал свои мультфильмы иначе, перемещая персонажей на разных ярусах стекла на изобретенном им станке.
Это была первая в истории мультипликации имитация трехмерного пространства. Многослойность изображения создавала удивительную глубину и объем – фигуры то удалялись, немного выходя из фокуса объектива, то приближались. Действующими лицами наравне с ними стали воздух, туман, ветер и свет. Многое из того, что сегодня делается с помощью компьютерной графики, рыжий бородач Норштейн осуществил нехитрыми методами, сочетая великолепную живопись своей супруги Франчески Ярбусовой с приемами документальной и художественной киносъемки. Рядом с нарисованными актерами появлялись реальные предметы. Например, сухой осенний лист.
– Когда я увидел, как с утонувшего в туманном небе дерева срывается ажурный полусвёрнутый лист и, скорбно-торжественно кружась по спирали, покорно ложится к ногам перепуганного Ежика, у меня перехватило дыхание, – вспоминает директор Государственного центрального музея кино Наум Клейман в предисловии книги «Сказка сказок». – Мне много раз приходилось пересматривать «Ежика в тумане», показывать и комментировать его студентам, детям, зарубежным коллегам. Но по сей день я разгадываю, как у него это получилось и что произошло с приходом в мультипликацию Юрия Норштейна. В 1979 году Мастер начал преподавать на Высших курсах сценаристов и режиссеров факультета кинорежиссеров анимационного кино, а в 1990-м организовал собственную студию «Артель», позже вошедшую в Фонд Юрия Норштейна. С 1993-го он ведет мастер-классы в Норвегии, Франции, США, Канаде, Швеции, Венгрии, Польше, Италии, Бельгии и других странах. Его японский анимационный цикл «Зимний день» на стихи Басё покорил Страну восходящего солнца, где он ежегодно бывал с лекциями с 1995 по 2007 годы. А «Сказка сказок» по результатам международного опроса, проведенного Академией киноискусств США, названа лучшим фильмом всех времён и народов. В год 65-летия Победы эта картина становится особенно актуальной.
– Почему в фильме возникла тема войны? – задается вопросом Юрий Норштейн в одной из своих книг. – Я знал жен, сестер, родителей тех, кто не вернулся, знал тех, кто получал похоронки. Но если война только против врага – это еще не защита отечества. У каждого солдата было что-то личное: свой дом, который он защищал, родные, близкие люди. И как противовес войне в картине возникла тема мира. Ведь столько лет с тех пор прошло, а мы так и не знаем, что такое – жить в мире и думать не о сохранении жизни, а её смысле.
В 2006 году Норштейн становится почетным профессором ВГИКа и почетным доктором изящных искусств США. Полный список наград и премий занял бы очень много места. Наиболее крупные из них – премия им. А. Тарковского «За авторский вклад в развитие искусства», медаль Международного союза журналистов «За вклад в развитие искусства мультипликации», премия «Триумф». Юрий Борисович – кавалер Ордена искусств и литературы Франции, кавалер ордена Восходящего солнца. С Новосибирском создателя лучших в мире мультфильмов связывает давняя дружба. Об этом рассказал его «коллега по цеху» и инициатор мероприятий – руководитель детской киностудии «Поиск» Петр Анофриков. – После того, как группа школьников все лето 1982 года исправно проработала с утра до ночи в организованном нами уличном кинотеатре «Старый троллейбус», мне удалось в обкоме комсомола «выбить» для них обещанную путевку в Москву, и я повез туда 40 человек. Все ребята увлекались кино и анимацией, поэтому мы по прибытии двинулись на главные киностудии столицы. В том числе и на «Союзмультфильм». Увидев 16-ярусный станок Норштейна и то, что удается на нем сделать, ребята просто потеряли голову. Всю обратную дорогу только об этом и говорили. В конце концов решили обязательно сделать такой же, и нечто подобное через несколько лет удалось воспроизвести у нас. После визита в Москву ребята переписывались с Норштейном, советуясь, как лучше собирать станок, как правильно снимать, выставлять свет, делать декорации и спецэффекты. Во многом именно благодаря этим контактам «Поиск» превратился из клуба юных кинематографистов в студию, где на профессиональном оборудовании дети делают настоящие мультфильмы, которые традиционно занимают первые места на всероссийских фестивалях. Но главное, что унаследовала киностудия, – это не техника съемки, а непредвзятый, очень простой и ясный детский взгляд на суть вещей.
– Мультипликатору нужно уметь формализовать изображение на листе бумаги, – убежден Норштейн. – Чтобы, как ни схематично ты начертил персонажа, а он всё тот же, потому что ты его понял, «схватил». Если экранизация произведения – это просто перенос из одного материала на другой, то в анимации совсем не так. Здесь любой материал нужно привести к простой формуле, а если ее нет, лучше и не начинать – заблудишься. Делая «Шинель», я пережил ужас подростка от фразы Акакия Акакиевича: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» Так мог сказать только ребенок, но не взрослый. В детстве эта несочетаемость поразила меня больше, чем смерть чиновника, у которого украли шинель. Сквозь нее видна абсолютная физическая достоверность искусства. Ведь из чего творчество составляется? Да из каких-то мелочей. Из запаха опилок и расколотого полена зимой, когда оно пряное, ослепительное на морозе. Вот из всего этого…
Мария ШКОЛЬНИК -----------------------
22.11.2024, 15:00
О незабвенной Замире 22.11.2024, 15:00
В поддержку спорта 22.11.2024, 15:00
Павильоны вернут 22.11.2024, 15:00
Корпус поточных аудиторий 22.11.2024, 15:00
Внимание: тонкий лёд! 22.11.2024, 15:00
Весело и безопасно 22.11.2024, 15:00
Вместо депутатов-иноагентов 22.11.2024, 15:00
Главный в минздраве 22.11.2024, 15:00
Сбор вторсырья 22.11.2024, 15:00
Не допустить эпидемии
Комментарии