Учись и пой!
Учись и пой!
Сколько доброго сказано об учителях начальной школы и педагогах, преподающих основные предметы! Гораздо реже вспоминают, к примеру, учителей музыки. А ведь они выводят в большую жизнь не просто образованных, а ярких, творческих людей. В канун профессионального праздника наш корреспондент встретился с Екатериной НИКИТИНОЙ, которая преподает в образовательном центре «Горностай».
Хор = класс
Екатерина Викторовна в музыку и пение влюбилась еще в детском саду. Школа №125, где она училась, в советское время была площадкой для образовательных экспериментов. В ней впервые в Академгородке был создан подготовительный класс, а потом стали организовывать классы с уклоном, которые сегодня именуют профильными. Еще один интересный опыт – массовое хоровое пение. В отличие от других секций и кружков, в хор «Жаворонок» ходили все. Сольфеджио и хор были включены в расписание, посещение этих занятий было обязательным.
Находились родители, которые пытались доказать, что класс не может быть равен хору: у кого-то, мол, нет ни слуха, ни голоса, чего же время зря терять? Первыми эффективность эксперимента оценили учителя русского языка и начальной школы. Привыкнув учить наизусть тексты песен, дети легко учили стихи и с выражением их читали.
Второй несомненный плюс – коммуникация. Нередко бывало, что идущая с мамой третьеклассница учтиво здоровалась со взрослой девушкой, а та заботливо справлялась о ее здоровье.
– Откуда ты ее знаешь? – изумлялась мама.
– Это солистка Женя Калачевская из десятого класса, мы в одном хоре поем, – с гордостью отвечала дочь.
Личное знакомство старших с младшими активизировало общественную жизнь школы: пионерская дружина и комсомольская ячейка здесь были лучшими в районе.
Разумеется, в таких условиях звезды зажигаются чаще. С середины 80-х одной из самых ярких стала Катя Юферова (Никитина). С начальной школы она участвовала в музыкальных постановках, пела в фольклорном ансамбле, солировала сначала в кандидатском (3-4 класс), а затем и в концертном хоре. Концертмейстер Лидия Семеновна Хорошавина знала, что ответственная девочка не подведет. Нередко Кате приходилось заменять других солисток.
Не в пику физике
Уже в средней школе ей прочили сценическую карьеру, но…
– Сама я всегда хотела стать учительницей музыки, – признается Екатерина Викторовна. – После девятого класса поступила в музыкально-педагогическое училище и, получив диплом, пришла работать в 204-ю школу, о чем ни разу за 18 лет не пожалела. У меня несколько лет был хоровой класс. Ребята пели, пока не начиналась возрастная мутация голоса. Перевести тех, кто мог продолжать занятия, было некуда: общешкольного хора пока нет, но со временем, надеюсь, он появится.
Много лет идут споры о том, не сделать ли музыку и рисование факультативами. Так ли нужны эти предметы?
– Увы, с таким слегка пренебрежительным отношением к своему предмету я сталкивалась не раз. Оно бывает присуще не только ученику, но и его родителям и даже некоторым преподавателям. Случалось, что переведут ребенка к нам из другой школы, и он приходит на урок, планируя отдохнуть и поболтать с соседом, – делится наблюдениями Екатерина Никитина.
Как же удивляется такой новичок, когда видит, что сосед внимательно слушает оперную арию, смотрит на интерактивной доске фрагмент аргентинского танго или тянет руку, чтобы дополнить биографию Галича! И вот тогда он понимает, что в прежней школе недополучил и не узнал что-то очень нужное.
– Уроков музыки не так уж много: один час в неделю. За эти 45 минут надо и об инструментах рассказать, и о композиторах, и об истории, и попеть, и послушать. Существует программа, которой стоит придерживаться, создавая разнообразие за счет форм подачи материала. Дети любят петь, музыка им нужна – она воздействует на эмоциональный мир, – считает педагог.
Не важно, кем станет ваш ребенок, свяжет ли судьбу с музыкой или другим видом искусства. Любовь к хорошей песне, умение петь или играть на музыкальном инструменте всегда ему пригодятся.
Светлана КНИЖНИК, фото автора
Комментарии