Нам невероятно повезло
Нам невероятно повезло
Наш беспокойный, выпуска 1975 года, десятый «Б» 166-й школы (ныне гимназия №5), где каждый второй считал себя как минимум уникальным и самым умным... Тащили на уроки задачники повышенной сложности, чтобы найти и задать каверзный вопрос учителю. И в то же время дружный, весёлый, немного непредсказуемый и потому интересный. Как наш классный руководитель умудрялась нас, таких гонористых, сплотить вокруг себя?
Наша Нина Дмитриевна Романова. Мама трёх замечательных дочерей – умниц и красавиц (одна из них пошла по маминым стопам и преподаёт в нашей же школе). Замечательная жена и настоящий друг мужу Владимиру Гавриловичу, учёному-математику с мировым именем. Где она черпала силы и на дочек, и на мужа, и на своих подопечных с постоянными вопросами, проблемами, спорами, ссорами, фантастическими идеями?
После уроков мы бежали в кабинет химии (это была вотчина нашей классной мамы – учителя химии) и сидели там до вечера, обсуждая всё на свете... Прочитанные книги, новые фильмы. Споры ни о чём – это про нас. А спорили иногда до ругани. Торчали в школе, пока директор Пётр Спиридонович Сиволобов, в который раз заглядывая в дверь, не напоминал о времени и не разгонял нас по домам.
Классный руководитель была, конечно, с нами. А как иначе? Прогулки по лесу всем классом, где Нина Дмитриевна знакомила с окружающим миром, который, оказывается, так интересен! Или поход на речку Зырянку – с палатками, костром, песнями. Там собирали убитых комаров – кто-то ляпнул, что можно на вес сдать и заработать денег (вот когда уже проявлялась у некоторых предпринимательская жилка!). Конечно не собрали и не сдали. Но песен напелись. И родители не боялись нас отпускать, потому что рядом Нина Дмитриевна.
К классной маме домой мы могли завалиться почти полным составом. Она проводила с нами и викторины, и литературные вечера. На стол выставлялись вазочки с разнообразными орехами (для наших мозгов). И не то чтобы мы голодными были, но сметали всё. И полные тарелки малюсеньких вкуснейших пирожков, напечённых специально для нас. Как её близкие мирились с нашими набегами, до сих пор непонятно.
...Вот уже сорок один год после школы мы – регулярные гости в доме нашей классной мамы. В День учителя, в связи с приездом кого-то иногороднего из нашего класса, иногда просто потому, что давно не виделись. И всегда нам по-настоящему рады. Она может позвонить на работу и назначить в обеденный перерыв встречу у себя на кухне с первым, вторым и десертом: «Мне у тебя кое-что надо спросить… Ну тебе же рядом, ты же должна пообедать нормально. Мужа с собой бери, его тоже покормить надо».
Когда мы собираемся за одним столом с нашим Учителем, вновь, словно вернувшись в детство, чувствуем себя мальчишками и девчонками – задорными, хулиганистыми, лихими. И всё у нас должно получиться, и на всё хватит сил и времени! А если что-то неясно, есть у кого спросить, с кем посоветоваться.
Нина Дмитриевна помнит и интересуется не только нашими делами. Она в курсе дел наших детей, некоторым из которых посчастливилось у неё учиться. Когда мои девочки, окончив нашу школу, сдавали вступительные экзамены в вузы, первым, кто поинтересовался результатом, была моя классная мама, неравнодушная, искренняя, с большим сердцем и широкой доброй душой. В любой момент может раздаться телефонный звонок, и родной уже голос позовёт на «интереснейшую встречу с потрясающим человеком» в клубе «Горизонты» при Доме учёных, которым она руководит.
Мы уже начинаем «сильно взрослеть», и Нина Дмитриевна для нас служит примером, как оставаться молодыми, – лёгкая на подъём, интереснейший собеседник, умный, образованный, эрудированный современный человек! С годами мы стали понимать своё невероятное везенье – не всем посчастливилось в жизни иметь такого Учителя!
Ирина ЧИСТЯКОВА (Иванова),
выпускница 1975 года школы №166
На снимке Е. Маркова Нина Дмитриевна (третья в первом ряду) с мужем, коллегами и учениками
Комментарии