Труд как песня
Труд как песня
Труд как песня
«Я в этомгороде не просто живу – я этот город строю!» – поется в хорошей старой песне.
А я «этотгород» строила с 1958 года... Об Академгородке под Новосибирском мы с мужемФедей услышали по радио, когда строили Братскую ГЭС. Я работала на башенномкране, а муж – плотником-столяром. Тогда еще на всю округу шумели Падунскиепороги, и крутые берега стояли высоко над Ангарой. Молодежный палаточный городгудел круглосуточно. Палаточный клуб не пустовал – гитары, гармошки, танцы,концерты. Молодежная энергия вливалась в нужное русло – строилась плотина ГЭС!
Хоть и жалкобыло оставлять дружный, веселый коллектив и первую комсомольскую ячейку, но всеже решили – поедем к родителям в Новосибирск и будем строить город науки.
…Автобус затормозил.Кондуктор объявил остановку: «Второй разъезд» (сейчас это клиника Мешалкина).Вышла, не знаю куда идти, и спросить не у кого. Перешла через железнодорожныепути к станции «Сеятель».
– ГдеАкадемгородок? – спрашиваю у встречного.
– Городок! –усмехнулся старичок. – А вона, башенный кран над лесом видишь? Вот тебе покавесь городок, окромя крана – ничего.
Хотя я всепредставляла по-другому, но все же обрадовалась. Кран есть, значит, для меняработа найдется.
На другой деньуже опускала в котлован под фундамент будущего Института гидродинамики доскидля опалубки. А Федя вместе с другими строителями сколачивали опалубку иукладывали бетон. Вскоре поставили еще один кран, и меня перевели настроительство первого жилого дома (сейчас это дом №28 по ул. Терешковой).Крановщиков тогда не хватало. На курсах их обучали, но немногие могли работатьна высоте. И приходилось мне по две, по три смены работать. Благо жили мы прямона территории стройобъектов (в дощатом вагончике на бревенчатых полозьях,который трактором перевозился с места на место).
Вот и сдачапервого дома. Его жители нашли дорожку к нашей будочке и приходили благодаритьнас за выстроенный дом. С того дня и нам стало веселей. Да и вообще скучатьбыло некогда. Ведь еще в октябре 1957 года у нас пополнилась семья – появиласьна свет дочь Татьяна. Она была одним из самых маленьких жителей Академгородка. Водиласьс ней няня – Федина сестра.
В лесныхзарослях нам было не страшно. Иногда встречались лоси, видимо, пробегали посвоим старым тропам. Днем я любовалась с высоты башенного крана голубизнойОбского моря и разнообразием сибирских лесов. Строительство быстро росло иширилось, и вскоре было забыто слово «первый» – первый кран, первый дом, первыймагазин, институт. Однако странное дело – будни не приходили. Каждый новыйобъект, каждая стройплощадка – новое волнение.
Помню, бригадирФилипп Соломатин, коммунист, решил с бригадой строить сразу два дома однимкраном! Дали ему две площадки рядом. Все пошло хорошо. Я успевала подаватьстроительные материалы и тем, и другим. Нелегко было, ни минуты свободной. Затов результате большая экономия средств и ускоренные темпы строительства.
А бригадирАнтон Юшкин, когда пришла к нему на площадку, усомнился: «А выдержишь нашитемпы? Берем обязательство за месяц дом выстроить!» Не испугал он меня, азаинтересовал здорово: думаю, интересно, как получится – за месяц? Приходилапораньше, чтоб к началу рабочего дня у каменщиков все было уже под руками – ираствор, и кирпич. Я считаю, дружба и согласие превыше всего. «Строитель – этозвучит гордо!» – висел плакат на бытовке. И свое знамя юшкинцы несли гордо. Немесяц, а всего 18 дней прошло – и 4-этажный 2-подъездный дом был сдан подотделку.
В юномАкадемгородке совсем не было жилья для студентов. Мы спешили построить угловойдом-общежитие на Морском проспекте (до недавнего времени здесь был «Супермаркетна углу»). Может, кто из старожилов помнит тот «факел» – загорелся кран, когда коротнулопроводку. Сгорела кабина, но я уцелела, сиганув со второй секции, благо былглубокий снег. Леня Проценко со второго этажа прыгнул прямо на портал и вырубилрубильник. А наутро монтажники уже запустили мой кран в работу.
Настройплощадку часто приходили ученые. Не однажды мы встречались и с МихаиломАлексеевичем Лаврентьевым (об этом отдельный рассказ). Такие встречивоодушевляли нас. Хотелось строить быстрее, лучше – что мы и делали. А как иначе?Ученые ждут институты, дети ждут детские садики и школы, и все ждут жилье. Ихотелось работать так, чтобы здание, как в сказке, росло не по дням, а по часам.
Посмотришьсверху на стройплощадку – все как на ладони. Была бы моя воля, каждого быновичка, приходящего на стройку, парнишку и девчонку подняла бы в кабину кранаи говорила: «Смотри, красота какая! И это ты создаешь своими руками». Любоесердце не устоит, дрогнет перед такой красотой труда – четкостью и легкостьюдвижений, слаженностью, увлеченностью, с которой идет работа. Этот труд какпесня. И у нее тоже есть свой аккомпанемент – перестук кельм четко отдаетсявокруг: тук-тук, чик-чик. И, глядя на быстро растущие кирпичные стены,невозможно не петь, душа поет под гул моторов и сопротивлений в кабине крана. Вобеденный перерыв тоже рассядемся, бывало, на строительные леса и поем.
Я думаю, чтоэта стартовая жизненная площадка осталась в памяти доброй у всехпервостроителей. Работали с радостью и с удовольствием, весело отдыхали,устраивали праздники у ДК «Юность» в Юнгородке (сейчас это микрорайон «Щ»). ВАкадемгородок приезжали знаменитые артисты, и на площадке у Институтагидродинамики собирались и строители, и жители. А когда Городок жаловали своимвизитом высокие зарубежные гости, стройка останавливалась и мы тоже ходили их приветствовать.Встречали Хрущева, Тито, президента Франции Шарля де Голля, Фиделя Кастро.Некоторые иностранные гости побывали и у нас дома, когда мы жили уже вблагоустроенной квартире на ул. Золотодолинской...
Вот так и строилсялюбимый Городок. О многом хотелось бы еще рассказать, о людях, о нашихпраздниках и буднях, но как-нибудь в другой раз.
Валентина КОТЕГОВА.
Комментарии