• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 00:44 суббота, 20 апреля
    Академгородок:
    Пробки: 1 балл
    20.04.2024
    USD: 93.44
    EUR: 99.58
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Тест на зрелость мышления

    Тест на зрелость мышления

    3 декабря выпускники школ писали итоговое сочинение – экзамен, обязательный для всех одиннадцатиклассников. Баллы за работу не выставлялись, оценивались сочинения по системе «зачет – незачет». Зачтенные работы стали для школьников пропуском к Единому государственному экзамену по другим предметам.

    Не пересказывать, а рассуждать

    В Советском районе сочинение писали 983 выпускника – ребята из общеобразовательных школ, Высшего колледжа информатики, СУНЦ НГУ. 16 одиннадцатиклассников на экзамене отсутствовали, из них тринадцать пропустили его по уважительной причине – болели или участвовали в олимпиадах. Но оказались и такие, кто просто так прогулял экзамен. По словам начальника районного отдела образования Зинаиды Гребневой, пропустившие по уважительной причине смогут написать сочинение в феврале и мае, здесь проблем не возникнет. А вот трем прогульщикам придется объясняться, решение по ним будет принимать комиссия на уровне министерства образования НСО.

    В любом случае списать неявку на стрессовое состояние не получится. Возможность психологически настроиться на первое выпускное испытание у ребят была. За две недели до сочинения во всех школах района прошел пробный экзамен, на котором ученики смогли погрузиться в соответствующую атмосферу, а также понять, где у них пробелы в знаниях. Зачет по тренировочному сочинению получили все школьники, нарушений не зафиксировано.

    Как считает Зинаида Гребнева, при подготовке хорошей подсказкой для выпускников стали тематические направления, выложенные на сайтах Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), Новосибирского мониторинга и развития образования, официальном портале ЕГЭ. По ним ребята могли сориентироваться, о чем писать. К каждому прилагались комментарии. Так что неожиданностей возникнуть не могло.

    – Например, одно из направлений называлось «Вопросы, заданные человечеству войной». В комментариях ребятам предлагалось поразмышлять о причинах войны, влиянии ее на судьбу человека и страны, о нравственном выборе. А на экзамене в рамках этого направления была сформулирована тема «Почему человечество до сих пор не может отказаться от войн». В своих рассуждениях школьники должны были опираться на конкретный литературный материал – произведения отечественной и мировой литературы. Причем не просто их пересказывать, а размышлять, анализировать, делать выводы, приводить примеры, которые подкрепляют ту или иную мысль, – говорит Зинаида Александровна. – Не могу сказать, что задача перед семнадцатилетними подростками была поставлена слишком сложная, но и простой ее не назовешь. Сама бы я стала писать на тему «Почему картины зимы так интересны писателям», у меня она сразу вызвала улыбку и вопрос: а, правда, почему? Ведь зимние пейзажи рисовали в своих стихах Блок, Лермонтов, Пушкин, Есенин. Здесь можно говорить об экологических, эстетических, социальных аспектах взаимодействия человека и природы.

    Также школьникам были предложены темы «В чем истоки непонимания между людьми разных поколений», «Как вы понимаете, что такое честь и бесчестие», «Какие психологические проблемы, поднятые в произведениях Лермонтова, вам интересны». Примечательно, что в самих формулировках уже заложен акцент на самостоятельность суждений, на понимание прочитанного материала, его осознание, проведение параллелей со своей жизнью. Что касается проверки грамотности, на экзамене школьники могли пользоваться орфографическими словарями.

    Пройти через испытания

    Однако главными советчиками выпускников при подготовке к творческому испытанию стали учителя русского языка и литературы. И хотя мнения о целесообразности нововведения они высказывают разные, многие считают, что не ЕГЭ по литературе, а сочинение – лучший тест на зрелость мышления выпускника, которая проявляется в том, насколько семнадцатилетний человек умеет думать, анализировать, отбирать материал, делать самостоятельные выводы. В течение осени педагоги проводили консультации, учили логике изложения, задавали ученикам домашние задания. Конечно, многое пришлось наверстывать. Ведь о нововведении учителя узнали накануне учебного года. А последнее выпускное сочинение дети писали в школах десять лет назад.

    – В этом испытании мы смело можем назвать себя первопроходцами. И хотя за два с половиной месяца нельзя говорить о полноценной подготовке к такому сложному экзамену, как сочинение, но мы справились, – считает преподаватель русского языка и литературы 165-й школы Марина Шлюкова. – Среди сложностей, с которыми пришлось столкнуться, прежде всего, объем сочинения – учащиеся должны были написать текст в 350 слов – три-четыре страницы. Для современного школьника это много, они не умеют писать объемные тексты, такой навык у них не сформирован, даже возможности его приобрести у ребят не было. В эпоху смс-сообщений и высоких скоростей запрос общества – на лаконичную подачу информации. И, конечно, многие ребята растерялись. Следующий момент касался работы с литературными произведениями. На экзамене пользоваться источниками не разрешалось, что вызвало у старшеклассников много волнений и беспокойства. Поэтому в процессе подготовки мы много говорили о непрямом цитировании и, разумеется, тренировались. По каждому тематическому направлению ребята писали в школе двухчасовое сочинение, источниками при этом не пользовались. Порадовало, что на выпускном экзамене оказались работы с прямыми цитатами. Хочу отметить отсутствие фактических ошибок и знание материала. И хотя два выпускника получили «незачет», уверена, что весной они успешно сдадут экзамен.

    Самыми популярными стали темы, связанные с войной и конфликтом между поколениями. А вот желающих написать о зимних пейзажах среди выпускников 165-й школы не нашлось. Как отмечает Марина Николаевна, на пробном сочинении рассуждения школьников были более смелыми, интересными и свободными. Ребята опирались на произведения как русских писателей, так и зарубежных авторов, в том числе современных. На итоговом экзамене выпускники проявили осторожность, взяли за основу в основном классику.

    Рациональный подход к творческому испытанию проявили ребята из СУНЦ НГУ. По словам Алексея Парма, его одноклассники не особенно волновались, а как люди с естественно-научным складом ума сначала изучили ситуацию, а потом наметили стратегию действий.

    – Сам я пошел по простейшему пути. Сначала познакомился с тематическими направлениями, выложенными в Интернете, определился, что мне действительно интересно. Наиболее живой показалась тема о взаимоотношениях представителей разных поколений. Поэтому взял за основу «Отцы и дети», проштудировал это произведение основательно. Так что особых проблем не возникло. А что касается размышлений, каждый физматшкольник любит думать, – улыбается Алексей.

    Для тех, кто собирается поступать на гуманитарные факультеты, выпускное сочинение – еще вступительная работа: она должна быть представлена в вуз, который сам организует проверку и выставит баллы от 0 до 10. Десять баллов – это очень много. А значит, итоговое зимнее сочинение может в ситуации конкурса стать решающим. Так к нему и нужно отнестись. Правда, на гуманитарных факультетах, работу проверят еще раз преподаватели вуза.

    Первое экзаменационное испытание позади. «Незачет» за сочинение получили 68 выпускников нашего района. В феврале или в мае они могут исправить ситуацию.

    Любовь СЕМЕНЕНКО

    Другие статьи на тему

    Человек и общество
    Общественность ОбьГЭС против манипуляций
    2597 2
    "Навигатор" № 15 (1437) от 19.04.24
    Человек и общество
    «Жители ОбьГЭС достойны лучшего»
    453 6
    "Навигатор" № 15 (1437) от 19.04.24
    Человек и общество
    Александр Аксёненко провёл приём жителей
    194 0
    "Навигатор" № 15 (1437) от 19.04.24
    Человек и общество
    27 апреля – субботник
    205 0
    "Навигатор" № 15 (1437) от 19.04.24
    Человек и общество
    Напишите Тотальный диктант
    199 0
    "Навигатор" № 15 (1437) от 19.04.24
    Человек и общество
    Молодёжный турнир по хоккею
    187 0
    "Навигатор" № 15 (1437) от 19.04.24

    Популярное