Сюр во время чумы
Сюр во время чумы
30 января в музыкальном салоне ДУ состоялась встреча с художественным руководителем Новосибирской филармонии, заслуженным деятелем искусств РФ Владимиром Калужским.
Не могу избавиться от ощущения того, что неспроста Владимир Михайлович носит такую фамилию, и предки его, наверняка, имеют самое непосредственное отношение к замечательному русскому городу Калуге. Говорю это к тому, что по иронии судьбы прошедшие новогодние каникулы я провел именно в этом населенном пункте в гостях у родственников. В Калуге был очень поражен тому обстоятельству, что вся культурная жизнь 340-тысячного города сосредоточена вокруг, по сути, одного-единственного заведения – Областного драматического театра им. Луначарского. Отношение к театру самое трепетное: билеты на спектакли раскупаются на месяц вперед; перед входом, у ступенек, вечно «дежурит» бронзовая студентка-театралка с вдохновенным лицом и табличкой «Нет лишнего билетика?» в руках; в троллейбусах, на задней площадке, вместо рекламы – афиши с репертуаром театра и фотографии артистов.
По сравнению с видавшей виды мудрой бабушкой-Калугой, Новосибирск – дерзкий, избалованный мальчишка, у которого учреждений культуры больше, чем необходимо для того, что вполне осознать их ценность. Многие из них неряшливо торчат из карманов, готовые вот-вот упасть, потеряться по дороге в светлое будущее города. И случившийся экономический кризис лишь усугубил эту ситуацию. Всем стало совсем не до того.
Калужский:
– Сегодня мы попали в ситуацию, когда у нас практически нет денег для приглашения гастролеров. Любых. Это, отчасти, напоминает ситуацию начала 90-х.
– Заработать на классическом искусстве нельзя принципиально. Поэтому во всех странах классического капитала, в Европе и Америке, давно уже существует система государственного патронажа над академической культурой, над театрами.
– Меценатство, спонсорство в нашей стране должного развития не получило. В 90-е, при Ельцине, был такой законопроект, позволявший часть налоговых отчислений направлять на благотворительность. Но дело заглохло, поскольку в этом случае бизнесмены должны были показывать свои доходы, а при теневом характере нашей экономики это просто опасно. Так было тогда, так есть и теперь.
Одним из главных новосибирских событий 2008-го года стала реконструкция Большого зала филармонии. На данный момент все еще непонятно, как долго этот процесс будет проистекать и, главное, чем он закончится: как будет выглядеть новое здание, и кому оно будет принадлежать? В такой неопределенной ситуации понятна горечь Калужского от потери (временной) не только филармонической собственности, которая являлась таковой, но и собственности, которая только могла ею стать:
«Четыре года назад нам предложили посмотреть новостройку на площади Маркса. Стоила она тогда 450 млн и продавала ее некая московская фирма. Помещение потрясающее! В нем запросто могла разместиться филармония со всеми ее коллективами, театр Афанасьева, еще что-нибудь. Этот культурный центр стал бы украшением города, его левого берега, на котором сегодня в плане культуры ровным счетом ничего нет. Чиновники наши посмотрели, подумали и решили: «Дорого». Сейчас это все еще пустое здание, наверное, стоит уже миллиарды»
Дома во время прослушивания аудиозаписи монолога Калужского ловлю себя на мысли: о каких бы грустных, порой трагических вещах не рассуждал бы Владимир Михайлович, он не производит впечатление закоренелого пессимиста. Такая метаморфоза происходит, вероятно, оттого, что интонации его выступлений в общей их массе далеки от гневного обличения всех и вся, а базируются на позиции свидетеля того времени и места, в котором ему, волею судьбы, довелось жить и работать. Калужский, с воистину буддийским спокойствием, принимает мир таким, какой он есть и поэтому так легко и интересно его слушать, о чем бы он ни рассказывал: об истории Новосибирска, о фильме «Кабаре», о деятельности местных общин в шотландских городишках. «У информации нет границ. Пытливый человек всегда будет обладать знанием, которым другой человек, в силу разных причин, не обладает» – звучит, как девиз.
Встреча закончилась знакомством с Калужским-писателем, а именно чтением глав из «Очень неправильной книжки про музыку». Охарактеризованные автором как «сюр» (с позиций взрослого человека, пожалуй, так оно и есть) истории про Моцарта, забывшего компьютерный пароль и Вивальди, страдающего от отключения батарей центрального отопления – теплые, как свет ночника, добрые сказки, которые родители обычно читают на ночь своим детям. Сказки, в которых нет пугающе растущего курса доллара и борьбы за квадратные метры.
…Эх, если можно было бы отделить искусство от экономики (по примеру былого отделения церкви от государства)! Какую массу шедевров, возможно, мы могли бы обрести.
Сергей МАЛЫХ
Комментарии