• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Комментарии
  • Рубрики
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 11:49 четверг, 19 сентября
    Академгородок:
    Пробки: 3 балла
    19.09.2019
    USD: 64.43
    EUR: 71.24
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • Судьба солдата

    Судьба солдата

    Судьба солдата

    Летом 2012 года ушел из жизни Леопольд Григорьевич ПЕЛЬМАН, ветеран войны, хорошо известный в Академгородке человек, много лет проработавший главным инженером в Институте неорганической химии СО РАН. В этой публикации, посвященной его памяти, представлены некоторые фрагменты его интервью, которое он дал незадолго до своей смерти.

    Леопольд Григорьевич, расскажите, пожалуйста, о своем детстве.

    Родился 10 апреля 1920 года в Брянске. Мой отец был машинистом паровоза, мама не работала. Кроме меня, в семье росли две сестры. Жили дружно, у нас было целое хозяйство: небольшой дом и несколько коз. В 1922 году отца перевели работать в Москву, и вся семья переехала туда. Мы жили на Плющихе. В школу я поступил в девять лет. Учился неплохо, в старших классах полюбил химию и математику.

    А после школы – в вуз?

    В 1939 году поступил в Московский химико-машиностроительный институт. Учиться в нем мне не пришлось – был мобилизован в Красную Армию. До места назначения мы ехали в товарных вагонах, теплушках, 20 дней. В Хабаровске нас выстроили и отправили в казарму. На следующий день началась  солдатская жизнь, строевая и теоретическая подготовка.  Маршировали по два часа, а мороз был -20-250. Сапог у нас не было, только ботинки с портянками. Потом приняли присягу.

    В марте 1940 года пришла разнарядка. Тот, кто окончил школу, имел возможность поступить в техническое училище. Так я поступил в Иркутское авиационно-техническое училище (ИВАТУ). Оно готовило механиков по обслуживанию самолетов. Одновременно с учебой мы проходили строевую и политическую подготовку. Из училища нас выпустили в начале мая 1941 года сержантами, механиками самолетов и направили в Ленинградский округ.

    – Именно там и застало известие о начале войны с Германией?

    – Служба началась в Невской Дубровке. Там сосредоточились три полка. Неожиданно 20 июня приходит распоряжение направить всех в отпуск. 21-го мне выдали отпускное удостоверение, а утром в 10 часов был уже в Москве. Когда пришел домой, дверь мне открыл муж моей старшей сестры и с удивлением спросил: «Разве ты не знаешь, что началась война? Об этом все английские газеты и радио сообщают уже неделю». В 11.15 выступил по радио Молотов и объявил, что началась война, германские войска перешли границу и уже бомбят ряд наших городов. Так что в Москве я пробыл всего 5-6 часов, а вечером сел в поезд и утром следующего дня был в Ленинграде. Через некоторое время наш полк был переброшен на аэродром рядом с Кингисеппом.

    – Расскажите о самых первых военных впечатлениях...

    – Вспоминаю, как нас бомбили в первый раз. Летчиков посадили в самолеты, нам объявили первую готовность, но вылет не дали. Они взлетели только когда над нами оказались фашистские самолеты. Сумели подняться в воздух два самолета, один из которых на взлете был сбит. Я бросился к горящей машине, надеясь спасти летчика. Тут за мной стал охотиться «Мессершмитт». Бегу, а пули ложатся рядом. Когда подбежал к самолету, увидел только сильно обгоревшее тело пилота.

    В первые дни войны наши летчики во многом уступали немецким. Когда фронт приблизился, авиацию пришлось перегонять ближе к Ленинграду.

    – Наверняка помните многих летчиков, рядом с которыми воевали...

    – Расскажу историю летчика Севостьянова. В ночь с 5 на 6 ноября 1941-го фашисты решили предпринять усиленный налет на Ленинград. Зенитчики открыли мощный огонь. В это время в воздухе был самолет с этим пилотом. Он увидел Не-111, атаковал, но не сбил, тогда решил пойти на таран, прибавил скорость и таранил Heinkel в среднюю часть. Немцы выпрыгнули на парашютах и опустились в Таврическом саду. Севостьянов был выбит из кабины, но вовремя успел дернуть парашют и приземлился недалеко от падения фашистского самолета.

    Люди, видевшие это, приняли его за немецкого летчика, но вмешались два солдата, которые сообщили в штаб. Приехал сам командующий фронтом и, узнав в чем дело, снял с себя орден Ленина и отдал его Севостьянову. За этот ночной таран Алексей Севостьянов получил звание Героя Советского Союза.

    ...До конца войны я оставался на Ленинградском фронте. Там же мы встретили победу 1945 года.

    Наталия ЦЫБУЛЯ

    Другие статьи на тему

    Даты / 9 мая – День Победы!
    Наша гордость
    1252 0
    "Навигатор" № 17 (885) от 03.05.13
    Даты / 9 мая – День Победы!
    Создают ветеранам праздник
    1693 8
    "Навигатор" № 17 (885) от 03.05.13
    Даты / 9 мая – День Победы!
    С Днем Победы!
    2785 0
    "Навигатор" № 17 (834) от 04.05.12
    Даты / 9 мая – День Победы!
    Этот День Победы
    2104 0
    "Навигатор" № 18 (784) от 13.05.11
    Даты / 9 мая – День Победы!
    Герои нашего времени
    9 МАЯ – ДЕНЬ ПОБЕДЫ Герои нашего времени Свершилось! Наконец-то после четырех лет очень кропотливого, ответственного, тщательного и трепетного труда родилась книга «Эстафета Победы»...
    1819 0
    Даты / 9 мая – День Победы!
    Жертвы артистического тщеславия
    Жертвы артистического тщеславия «Навигатор» уже знакомил своих читателей с отрывками из книги воспоминаний Н. МАЛИНОВСКОЙ. В преддверии Дня Победы эта публикация посвящается детям войны...
    1670 0

    Популярное