Студенты объединяйтесь!
Студенты объединяйтесь!
Днем студента в нашей стране считается 25 января – Татьянин день. Но, оказывается, есть в календаре и такой праздник, как Международный день студентов. Отмечается он 17 ноября.
Эта дата связана с печальными событиями. В 1939 году в оккупированной Чехословакии студенты вместе со своими преподавателями вышли на демонстрацию в честь годовщины образования государства. Фашисты жестоко разогнали демонстрантов, в ходе последовавшей акции протеста многих студентов арестовали, а затем отправили в концлагеря. Два года спустя этот день было решено отмечать как День международной солидарности студентов.
Все это осталось в далеком прошлом, а вот международную солидарность проявить никогда не поздно. Корреспондент «Навигатора» узнал, как живут и учатся студенты в других странах.
БЕЗ МЕЛА И СУПА
Студент механико-математического факультета НГУ Максим Кузьмин уже два года живет во Франции. В Париж он попал благодаря программе двойных дипломов НГУ и французского вуза Эколь Политекник. Еще на третьем курсе сдал вступительные экзамены на английском языке по основным математическим предметам, прошел собеседование, подготовил мотивационные и рекомендательные письма, транскрипт оценок…
– Вскоре я узнал, что такая бумажная волокита необходима для поступления практически в любой приличный университет за границей, – рассказывает он. – Учеба моя во Франции началась не сразу. Четыре месяца нам преподавали исключительно язык. Эти курсы проходили не в самом Париже, а в Нормандии, в городке Шербург. Непривычным было всё, но нам оказали очень хороший прием. Много было познавательных лекций, экскурсий, рассказов. С пониманием французского языка на занятиях почти не было проблем. Преподаватели языков, как правило, разговаривают понятно, хорошо артикулируя все звуки. В неурочной жизни до полного понимания языка прошло еще много времени. Даже сейчас, спустя два года, не перестаю встречать всё новые слова и выражения. Труднее всего было набраться смелости и начать разговаривать. Поначалу французы нас, русских, вообще не понимали, просто ни слова. Не знаю, виновата тут специфика языка или мы и вправду разговаривали очень плохо. Интересно, что гораздо проще было общаться на французском языке с иностранцами.
Еще больше неожиданностей принес Максиму учебный процесс – необычны были и манера преподавания, и организация:
– В Эколь Политекник не читают лекций, к которым привыкли мы, – профессор стоит около доски с куском мела в руках и выводит теорему. Здесь собираются огромные, до 500 человек, аудитории, лектор зачитывает только основные факты с помощью мультимедийной презентации, а в конце ему все аплодируют, как актеру в театре. Экзамены тоже совсем не похожи на наши. Они исключительно письменные и строго ограничены по времени. Результаты сообщают только через пару месяцев, никак не поясняя оценку. Впрочем, сама оценка зависит не столько от того, как ты написал экзамен, сколько от того, как написали остальные. Если все написали плохо, то критерий оценивания будет намного снижен. То есть отправить на пересдачу весь поток, как у нас, нельзя.
Внеучебная жизнь Эколь Политекник протекает в кампусе недалеко от Парижа. Красиво, спокойно и… немного однообразно.
– Находиться там целыми днями надоедает, поэтому на каникулы надо сбегать, – говорит Максим. – Я много путешествую, объездил почти всю Европу – благо это близко и недорого. Занимаюсь спортом: это обязательные занятия, восемь часов в неделю. В университете есть русскоговорящая община, мы часто собираемся вместе. Вчера, например, приготовили борщ, напекли блинов. Пожалуй, супы – это то немногое, чего мне здесь не хватает...
ЮВЕНАЛИИ И РУССКАЯ ТАЙГА
Сантьяго Лопес из Колумбии и Михал Михалчина из Польши приехали в Сибирь этой осенью. Их стажировка в одной из новосибирских компаний была организована международной организацией AIESEC, объединяющей около тысячи университетов по всему миру. Ребята рассказали немного о студенческой жизни в их странах и, конечно, о впечатлениях, полученных в России.
Своеобразная «мода» на профессию не только существует везде, но и частично совпадает: и в Колумбии, и в Польше популярны специальности, связанные с экономикой, менеджментом, финансами и иностранными языками. Высшее образование получить престижно. «Заморские» студенты немного старше наших: в вузы поступают не в 17 лет, а в 19 и даже позже.
В Польше более уважаемы и популярны государственные вузы, а в Колумбии, наоборот, частные. Обучение организовано примерно так же, как и в России: два семестра, сессии, лекции и семинары. А вот привычные для нас студенческие группы отсутствуют. В Колумбии, например, студент сам выбирает себе предметы на каждый год обучения и учится каждый раз в компании разных людей. Человек, который грызет гранит науки уже четвертый год, вполне может слушать один курс вместе с теми, кто только поступил в университет. Соответственно, и шумные «дни группы» никто не празднует.
Зато в этих странах есть другие студенческие праздники. Каждый год в университете Кракова проводятся майские Ювеналии – фестиваль, перед началом которого мэр вручает символические ключи от города студентам. Всю неделю они не учатся, от души веселятся, гуляя в маскарадных костюмах по улицам. (А еще в Польше учебный год начинается только в октябре – согласитесь, тоже повод для радости.) Похожая неделя праздников, на которую занятия в университете отменены, проводится и в Колумбии.
Почему для стажировок молодые люди выбрали именно Сибирь? Михал рассказал, что Новосибирск, в отличие от уже давно освоенных туристами Москвы и Петербурга, – это по-настоящему далеко и интересно. Привлекла его и история края, ведь в ней есть и польские страницы. А еще в Сибири есть тайга и красивые девушки – и то и другое очень впечатляет. Сантьяго, выбирая стажировку, рассматривал европейские страны, а Россию, во всяком случае ее часть, вполне можно считать европейской. Немногие колумбийцы ездили даже в нашу столицу, а до Новосибирска и вовсе мало кто добирался. По Интернету и телевизионным новостям это загадочное место не узнать – нужно обязательно посмотреть самому.
Наш город гостей удивил большими размерами и относительно невысокой при этом плотностью населения. Академгородок обоим понравился больше: красивая природа, впечатляющий Ботанический сад. И много молодежи вокруг – похоже, Городок по-прежнему остается студенческим местом.
Татьяна ЯКОВЛЕВА
Комментарии