«Страна мечты» в Кордильерах
«Страна мечты» в Кордильерах
«Страна мечты» в Кордильерах Более 30 лет назад, когда еще школьником впервые пришел в секцию скалолазания на Красноярские Столбы, я в журнале National geographic случайно увидел статью «Yosemite – forever» («Йосемиты – навсегда»). Текст, фотографии произвели настолько сильное впечатление, что желание посетить знаменитый национальный парк в Калифорнии все эти годы было заветной, но несбыточной мечтой.Любимое дело - >>>
Более 30 лет назад, когда еще школьником впервые пришел в секцию скалолазания на Красноярские Столбы, я в журнале National geographic случайно увидел статью «Yosemite – forever» («Йосемиты – навсегда»). Текст, фотографии произвели настолько сильное впечатление, что желание посетить знаменитый национальный парк в Калифорнии все эти годы было заветной, но несбыточной мечтой.
Уж и норвежский пик Кьёраг был пройден, и французский Гран-Жорас, и итальянский Ден-ду-Жиан с Курмайором, и швейцарский Маттерхорн, и австрийский Гросс-Глокнер, и еще многое другое, но попасть в США из-за визы оказалось труднее, чем штурмовать отвесные стены. Но на этот раз меня пригласили британцы из альпинистского клуба Уэльса «полазить в Йосемитах» (часть горного хребта Сьерра-Невада, Кордильеры), и путь в «страну мечты» стал открыт.
Слово Yosemite (у местных – Долина) знаковое: альпинисты-стеновики всего мира произносят его как заклинание, с благоговением. Я знал, что в Сан-Франциско, в 180 милях на запад от Долины, живут мои бывшие соратники по секции альпинизма и спелеологии НГУ, теперь эмигранты, и надо бы их навестить. Но то, что во Флориде недавно расположился мой друг Вова, напарник по многим восхождениям молодости, практически родной человек, толкнуло к мысли позвать его тоже в «Долину».
Все! Долгий трансатлантический перелет, шумный, искрящийся рекламными огнями бестолковый Нью-Йорк и – аэропорт Сан-Франциско. Меня встречает Вова. Мы не виделись много лет, но всегда помнили друг о друге. Арендуем машину и сразу в Долину. Забавно, еще вчера был дома в Новосибирске – и уже в «тридевятом государстве», через 13 часовых поясов.
По дороге закупили продукты, виски, пиво, вино – сразу на 3 недели. Поселились в Camp 4 (поляна исключительно для стенолазов). Несмотря на конец сентября, туристов довольно много, не меньше и «лазающей» братии. Как результат, лагерь переполнен альпинистами со всего мира: от Японии до Аргентины. Даже хозяева-американцы не преобладают.
Выходим на массив Sunnyside Bench для знакомства с местными скалами на маршрут Lazy Bum в соответствии с нашей квалификацией и не можем вообще ничего пролезть, хотя в Альпах я ходил сложнее. Удивлены, обескуражены. Весь день «дожимаем» маршрут, какие-то две стенки по 30 метров, а как тяжело! Поэтому на следующий день идем тренироваться на простые маршруты, для «чайников», на скалу с соответствующим названием Manure Pile (куча навоза). Даже здесь легкости не обнаруживаем. В чем же загвоздка? Секрет раскрыли мои британцы, а новые друзья, американцы, подтвердили все показательными выступлениями.
В Долине есть специфика – это трещинное лазание. Спортсмены совершенствуют технику прохождения щелей до феноменальных результатов, поэтому занижают сложность маршрутов: им кажется все легко. Вторая особенность района – маршруты средней сложности и простые из-за массовости лазающих настолько «зализаны», заполированы, что очень скользко, а категории сложности как были давно определены, так никто их и не менял. Сложные маршруты ходят реже, там категории совпадают с европейскими, но все равно, как заканчивается лазание по «зеркалам» и появляются щели, так оценка сложности занижена – все реально сложнее, чем приписанная категория. А протяженные щели: вертикальные, часто нависающие, тонкие, не удобные для пальчиков или наоборот, широкие, неудобные для заклинки, в Долине попросту преобладают. Еще важно отметить: маршруты, в основном, не оборудованы страховочными крючьями (как в Европе или Крыму), и лезущий первым сам организовывает себе промежуточные точки страховки, а это страшно, к тому же станции для смены лидирующего на стенах не оборудованы. «Страшно – иди, учись лазить», – такой простой ответ. Для страховки используется весь арсенал современного стенолазного снаряжения. Быстро убеждаешься, что закладки держат достаточно надежно, тем не менее, морально трудно преодолевать неуверенность. На маршрутах много силового лазания, часто необходимо решительное, смелое движение, без которого пролезть невозможно, нередко нужно двигаться по мизерам на равновесии. Всегда встречаются протяженные участки стены, на вид пролезть нереально физически. Страховку организовать очень проблемно: волосы дыбом встают от страха, колени подгибаются, надо собираться с духом. Практически на любом маршруте не избежать таких трюков, как прыжок до зацепки с потерей остальных точек опоры и т.д. Поэтому вероятность срывов постоянно высока, а свои крючья колотить для страховки запрещено. «Не можешь лезть – иди, учись, не мешай другим» – опять местный совет. А на маршруты при этом очереди расписаны на дни-недели вперед.
Природа напоминает родные Красноярские Столбы или Ергаки (Саяны), только здесь растут секвойи, кругом красивые мощные водопады, животные (медведи, олени, рыси) запросто разгуливают в изобилии, и этому никто не удивляется. Медведи встречаются на тропах, в лагерь ночью могут ввалиться, поэтому за оставленные вне специальных стальных боксов продукты здесь большие штрафы рейнджеров, которые, кстати, так и рыскают, кого бы и за что штрафануть. Задержался на маршруте и просрочил регистрацию (каждые 5 дней надо продлевать) – все вещи, палатки арестованы и отвезены в тюрьму. Штраф минимум 200 долларов с носа, если вы в тот же день спохватились. Задержался в Долине более 15 дней, опять большой штраф: надо покинуть парк или идти на хитрости, чтобы увернуться от рейнджеров. Очень строго со спиртным, тут серьезно могут наказать. А уж ночевка вне разрешенной зоны (например, застрял на маршруте, не вернулся в лагерь, температура ночью ниже нуля, а ты легко одет) и, не дай Бог, костер развел – за это и посадить могут.
Скалы – светлые граниты (много кварца), выше Столбов в среднем в 10 раз: мультипитчевые маршруты – стены от 300 до 1000 м высотой. Как правило, скалы прочные, как и Столбы, но на полках, бывает, лежат камушки, и если кто-то наверху их нечаянно столкнет, то и убить может, если вы, например, у подножия надеваете скальные туфли. Так почти и было на 3-й день нашего лазания. Немного пообвыкнув на Manure Pile, вышли на маршрут Commitment. С высоты 100 м просвистел увесистый булыжник и впечатался в грунт за моей спиной буквально в сантиметрах. Мы как ошпаренные подскочили и вжались в стену, но больше ничего и, главное, никого не падало.
Что ж, это было 29 сентября, в день моего рождения. Все, кто видел нас тогда на маршруте, собрались сначала в местном ресторанчике отметить мой юбилей, а потом продолжили «добирать» в лагере: получилась огромная разноязычная тусовка – весьма необычно и забавно.
У нас изначально была установка – свободное лазание. Ходят здесь маршруты в двойках, поэтому пары подбираются с примерно равным уровнем мастерства. Стараются маршрут проходить за день, максимально налегке и быстро. И опять правило: не можешь лезть – уходи тренируйся. Уровень свободного лазания практически у всех чрезвычайно высок: сюда приезжают «сливки» восходителей. Базовая подготовка восхищает: отменная гибкость, растяжка, запросто «гуляют» по провисшей узкой стропе, закрепленной между деревьями, и некоторые делают на ней даже акробатические элементы без соскока на землю. А уж висят на пальчиках на карнизах столь же долго, как пауки на потолках.
Женщины совсем не уступают мужчинам, иной раз лезут даже лучше благодаря изумительной пластике. Возраст восходителей от 10 до 70 лет, при этом «старики» не уступают молодым. Выглядят все очень спортивными, подтянутыми, не обязательно худощавыми, но с «булками» мышц, и, понятно, толстых среди них не наблюдается. Лезут уверенно, надежно, срывы редки. По соседству с нашими палатками базировались знаменитые братья Хубер, немцы. Они выдающиеся таланты в свободном лазании супермаршрутов. Сейчас братья в двойке побили рекорд скоростного восхождения на Эл-Капитан по Носу, принадлежавший местному Дину Поттеру (на несколько минут). Они «пробежали» 1000-метровую вертикальную стену быстрее 3-х часов, при этом обычное время восхождения сильных спортсменов – 2-3 суток. Похоже, в альпинизме сейчас тенденция – максимально быстрое восхождение налегке и свободным лазанием.
Постепенно мы втянулись в ритм жизни Долины. За 3 недели только 2 дня не лазили из-за явной непогоды (дождь со снегом), зато «бегали» по 20-30 км по окрестностям (в дни отдыха). Кроме известных всему миру Эл-Капитана и Хаф Доума, мы взошли на множество других вершин, башен, шпилей – что впечатляло столь же сильно (всего 15 восхождений). В среднем наши маршруты оказались 5.9-5.10 категории сложности, изредка 5.11, что весьма неплохо.
Забавно заметить, что на маршрутах мы, а также британцы и еще двойка американцев были укомплектованы российским снаряжением «Вертикаль». Значит, есть-таки приличное производство в нашем отечестве.
Пришло время возвращаться домой. Вылететь из Сиэтла-Такомы было проблемно: штормовые ветра, потом оказалось непросто приземлиться в Нью-Йорке: торнадо. Еще сложнее получилось вырваться в Москву – Америка не отпускала, стихия охватила весь континент. И все же я, наконец, дома, в Новосибирске, а тут снег, зима…
Общие личные впечатления от США. «Все американцы толстые» – миф. Толстых не больше, чем в России, напротив, американцы весьма спортивные. «Все приветливые» – да, но это только маска. Однако маска приветливости приятнее, чем маска мрачности россиян. «Возможность самореализоваться» – наверное, но, похоже, не легче, чем в России из-за жесткой конкуренции и перенаселенности. «Все питаются только fast food» – неправда. Питаются американцы полноценно и нормально. «Полиция работает хорошо» – весьма похоже, но только часто это выглядит как охота за гражданами: кого бы штрафануть за любую мелкую провинность, а видов штрафов много и суммы впечатляют (даже американцев). «Свобода, демократия» – несомненно. Однако многое зарегулировано, запрещено или считается неприличным без какой-то логики. Все очень дорого для россиян – экономить проблемно. Такое ощущение, что если там работать и жить, то все, что бы ты ни заработал, будет израсходовано под нуль. Зато, заработав, как ярко и шикарно можно все здесь потратить! Кстати, бензин стоит так же, как в России, а доходы граждан выше раз в 20, чем у нас. Большие города – небоскребы, стекло, металл, бетон, огни реклам, все глобально, но города Европы уютнее и для туризма явно предпочтительнее. А вот природа США уникальна, и мест, которые стоит посетить, действительно много, поэтому: welcome to the USA, и неоднократно!
Анатолий БУЛЫЧОВ
Комментарии
«Все американцы толстые» – миф. - Действительно, толстый в горы не пойдет и на скалы не полезет; так что, автор прав. Не все американцы толстые, не все новорусские на Рублевке живут.