Спецоценка условий труда
Спецоценка условий труда
С января 2014 года на смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда (далее – спецоценка). Соответствующие поправки внесены в Трудовой кодекс, где само понятие «аттестация рабочих мест» теперь отсутствует.
Согласно ст.3 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – ФЗ №426) специальная оценка условий труда – это единый комплекс последовательных мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах.
В соответствии со ст.212 Трудового кодекса РФ и ч.1 ст.8 ФЗ №426 обязанность по проведению и финансированию спецоценки лежит на работодателях. Ее должны проводить все без исключения компании, а также ИП, принявшие на работу сотрудников.
Есть ряд отличий между перечнем рабочих мест, которые подлежали аттестации, и рабочими местами, которые подлежат специальной оценке.
Ранее аттестацию назначали только для мест, где использовался ручной инструмент, оборудование, механизмы, машины, установки, устройства, аппараты и транспортные средства и где присутствовали источники опасности. Для специальной оценки подобные ограничения не установлены. То есть ее необходимо проводить независимо от наличия (либо отсутствия) вышеперечисленных факторов.
Еще одно отличие касается рабочих мест надомников и дистанционных работников – они подлежали аттестации на общих основаниях. Но теперь в ФЗ №426 четко сказано: в отношении условий труда надомников и тех, кто трудится удаленно, специальная оценка не нужна. По общему правилу ее необходимо проводить не реже чем один раз в пять лет. Если же рабочее место было аттестовано, то спецоценку можно назначить через пять лет после завершения аттестации.
Предусмотрен ряд случаев, когда специальную оценку необходимо проводить вне плана, то есть раньше вышеуказанного срока. Прежде всего это ввод в эксплуатацию новых рабочих мест. Далее следуют изменение технологического процесса, состава применяемых материалов и прочие нововведения, способные повлиять на уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов. Внеплановая спецоценка обязательна и при несчастном случае на производстве или профзаболевании, причиной которых послужили вредные или опасные условия труда. Кроме того, поводом для нее может послужить предписание инспектора труда или мотивированное предложение выборных органов первичной профсоюзной организации.
Сторонняя организация, проводящая спецоценку, – это юридическое лицо, которое соответствует трем критериям: 1) по уставным документам основной вид деятельности – специальная оценка условий труда; 2) в штате есть не менее пяти экспертов, получивших сертификаты на выполнение работ по спецоценке (как минимум один из них должен быть врачом по общей гигиене либо по гигиене труда, или врачом по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям); 3) в организации есть испытательная лаборатория, аккредитованная на измерение вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Соответствующие организации и эксперты должны быть занесены в специальный реестр. Кроме того, выбранная работодателем организация, проводящая спецоценку, должна быть по отношению к нему независимой.
Если последняя аттестация рабочих мест проводилась менее пяти лет назад, то ее результаты приравниваются к результатам специальной оценки. После истечения пятилетнего срока с даты завершения последней аттестации ее результаты аннулируются, и работодатель должен провести спецоценку.
Несоблюдение требований федерального законодательства о специальной оценке условий труда – правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст.5.27 КоАП РФ. Это административный штраф: для должностных лиц – от 1 тыс. до 5 тыс. руб.; для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 1 тыс. до 5 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; для юридических лиц – от 30 тыс. до 50 тысяч руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Тем, кто ранее подвергался наказанию за аналогичное административное правонарушение, грозит дисквалификация на срок от одного года до трех лет.
М. Каткова,
помощник прокурора Советского района
Комментарии