Сорок тысяч километров вдоль экватора
Сорок тысяч километров вдоль экватора
Житель Академгородка Владимир ЛЫСЕНКО совершил кругосветное путешествие по экватору с отклонением от него в два градуса. Он не миллионер, и к работе многоэтапное турне не имеет отношения. Просто у человека есть желание пересекать океаны и материки, преодолевая препятствия и обогащаясь впечатлениями. Ими путешественник поделился на пресс-конференции в Выставочном центре СО РАН 10 сентября.
Владимир Лысенко известен тем, что первым в мире сплавился по горным рекам, стекающим с высочайших вершин мира – всех четырнадцати восьмитысячников (в Непале, Китае, Индии, Пакистане), и самых высоких вершин всех континентов, первым в России совершил кругосветное путешествие на автомобиле (при этом «перекрестив» континенты) и проехал вокруг Земли на велосипеде. Всего он побывал в 116 странах.
Идея пройти вдоль экватора у доктора физико-математических наук, ведущего научного сотрудника Института теоретической и прикладной механики СО РАН появилась после прочтения книги Ранульфа Файнеса «Вокруг света по меридиану». Видимо, вдохновившись этим же произведением, нечто подобное совершил южноафриканский путешественник Майк Хорн, но с отклонением от нулевой широты в пять градусов. По признанию Владимира, он мечтал побить рекорд Хорна. И это удалось.
По странам и континентам
Интервал в два градуса – это дополнительные пешие переходы по территориям без автомобильных дорог и населенных пунктов. Старт путешествию был дан в 2004 году в Либревиле – столице Габона. Здесь Владимир сфотографировался на фоне мола в порту, чтобы там же зафиксироваться после кругосветки.
Первый отрезок пути он преодолел на автомобиле, а потом по африканскому бездорожью пешком добирался до границы с Республикой Конго. Разными способами проследовал через ДРК, Уганду и Кению. Затем было путешествие по Индийскому океану. На слайдах водная гладь выглядит очень спокойной и приветливой, но не потому, что океан был благосклонен. Просто когда из-за борта на палубу обрушивались четырехметровые волны, снимать никому не приходило в голову.
Мальдивы, Суматра, Калимантан и Сулавеси в Индонезии, Науру и острова Кирибати в Тихом океане. По пути следования Владимир фотографировался возле экваториальных монументов, обозначая маршрут.
Таким же образом – на моторном судне, яхте, автомобиле, велосипеде и пешком – он пересек Южную Америку (Эквадор, Колумбию, Бразилию) и Атлантический океан, включая Сан-Томе и Принсипи.
Все места, которые проходил Лысенко, были по-своему интересны. На атолле Тарава в Кирибати встречались останки орудий со времен японско-американских сражений во второй мировой войне. Остров Кука известен как птичий заповедник. На острове Рождества путешественник целенаправленно искал и нашел заброшенный японский космодром AEON.
В Науру Владимир случайно встретил человека, который знает, что есть такая страна Россия (бывший Советский Союз), правда, с несколько неожиданной стороны. Местный житель был осведомлен о могуществе русской мафии в Австралии, хуже которой, по его мнению, только итальянская.
Там же, в государстве Науру, наш земляк свободно прошелся по зданию парламента. С тем же успехом он мог бы посетить президентский дворец, который тоже никем не охраняется, и первый человек страны, скорее всего, принял бы его. Такой уж у этих людей уклад.
Самая опасная часть путешествия – Южная Америка. В той части Колумбии, которая находится под контролем партизан ФАРК, пришлось передвигаться по реке Какета на моторной лодке, не приставая в течение всего дня к берегу. Лишь в сумерках, заглушив мотор и поднявшись немного по притоку реки, путешественники причаливали к берегу на ночлег. По этой территории Владимир двигался не один, а с другим искателем приключений, Сергеем Дудоладовым, представителем компании «Сибтранс», которая спонсировала этот отрезок пути.
Далее их встретила бедная, но благодушная Бразилия, где все радуются жизни.
По Амазонии пришлось идти вначале с проводником, потом два перехода (30 и 90 км) Владимир шел в одиночку, вооружившись GPS и буквально прорубая дорогу через заросли. Для ночлега устанавливал гамак, накрывался полиэтиленовой пленкой и предпринимал прочие меры предосторожности, чтобы ползучие обитатели джунглей не испортили путешествие. Первые дни звуки леса по ночам пугали, а потом стали привычными.
Человек Мира
Опасность – понятие условное. Каждый человек умеет приспосабливаться к природным и социальным условиям, которые его окружают. В разных странах свои особенности. Настоящий путешественник заранее знает, с какими явлениями он может столкнуться в той или иной точке мира.
Как научный работник Владимир Иванович изучал особенности предстоящего маршрута, выискивая нужную информацию вплоть до мелочей. Это была рискованная, но не безрассудная кругосветка, потому что к трудностям он был готов. Правда, как рассказывает Лысенко, иногда от усталости инстинкт самосохранения ослабевал, и тогда случались неприятности. Но, к счастью, опыт и некоторая доля везения спасли от серьезных последствий.
Выбить из колеи бывалого путешественника трудно. Доводилось бывать в разных ситуациях – дважды у него даже украли паспорт. Владимир никогда не теряется, всегда знает, что нужно делать, куда двигаться. Потому что он, по его собственным словам, человек мира. Если нужно, обращается за помощью к другим людям. Со всеми находит общий язык, несмотря на то, что говорит только по-английски и немного по-испански.
– Не бывает плохих народов и хороших, – замечает бывалый путешественник, – в каждом народе есть хорошие люди и плохие.
Эту мысль он подтверждает примером. Во время сплава в Новой Гвинее «аборигены» стащили у него водонепроницаемую одежду и провизию. Осталось только немного чая и сахар. Это стало единственной пищей в тот день. Вечером в другой деревне старый папуас накормил его сладким картофелем.
– Границы условны, – считает Владимир. – Со временем, возможно, необходимости в них не будет. Мир унифицируется. Культура постепенно становится общей. Тот же Габон уже трудно назвать самобытной страной. В самых бедных домах-коробках в Бразилии есть спутниковое телевидение. В магазинах продается кока-кола. Во время прогулки по улицам африканского города Либревиля иногда возникало ощущение, что идешь по Новосибирску.
Несмотря на это, страсть к путешествиям все еще не остыла. Владимир Лысенко намерен посетить «стран тридцать из оставшихся». Кроме того, надо завершить грандиозный проект «Из недр Земли в стратосферу». Он уже спускался на дно шахты «Мпоненг Майн» в Карлетонвиле (ЮАР) на глубину 3,5 км. Потом совершил переезд через страны Африки, а также Иорданию, Сирию, Ливан и Турцию до Москвы на автомобиле (в ДРК он также использовал катер). Остался последний этап – подъем в стратосферу на МиГ-29 на высоту 21,5 км. И хотя это небезопасно, отступать Владимир не намерен.
– Я дорожу своей жизнью, – говорит он, – но это не повод отказываться от того, что мне действительно интересно!
Ольга ЩЕНЯТСКАЯ
Фото предоставлены В. Лысенко
Комментарии