Соло синицы с оркестром
Соло синицы с оркестром
Едва первые белые мухи упадут на пожухлую октябрьскую листву, тонкохвостые синицы начинают летать возле наших окон и стучать клювом в стекло. Кто научил их этому приему – не знаю, но для меня это сигнал: пора повесить продырявленную бутылку из-под лимонада.
Зная, что «фуража» всегда не хватает, мы запаслись на эту зиму основательно – купили на рынке 30-килограммовый мешок крупных семечек. Их наши пернатые гости съедают в день почти литровую банку.
Синицы открывают сезон зимней столовой. Начинают прилетать еще до снега. Рано-рано, едва первые лучи пробьются через облака, они уже прыгают по кормушке, завтракая остатками вчерашнего «ужина». Среди прочих птиц эти отличаются культурой поведения. Они выстраиваются в очередь – висят на панельной стене, цепляясь лапками за неровности. Спрыгивают в кормушку по очереди, хватают семечку и улетают на ближайшую березу расклевывать добычу. Воробьи – народ некультурный. Мало того, что постоянно ссорятся меж собой, они еще очень неопрятны и в кормушке – едят тут же, сидя на куче семечек, бросая шелуху себе под ноги.
До нового года к нам столоваться прилетали только синицы и воробьи. А в январе – то ли в лесу еда кончилась, то ли вырубили этот лес под расширяющийся Академгородок – в кормушку стали наведываться снегири. Как розово-красные яблоки они висят на ветках берез напротив нашего окна и по очереди подлетают подкрепиться. Поначалу они, как и воробьи, грызли семечки прямо в банке. Но позже стали кушать по очереди, как синицы, давая возможность побывать у кормушки всем желающим.
Всего в эту зиму за своим окном мы видели восемь видов птиц – синиц, воробьев, поползней, синиц-московок, снегирей, щеглов, дубоносов, чечеток.
Дубоносы – индивидуалисты, летают только по одному, щеглы же, напротив, всегда стайками по 4-6 штук, причем норовят залезть в кормушку все сразу. Чечетки – птички настолько мелкие, что разгрызть или расклевать семечку у них сил не хватает, и они просто подбирают крошки за более крупными птицами, прыгая у них под ногами.
Совсем скоро, в апреле, едва появятся первые проталины, наши зимние постояльцы улетят от нас в лес – строить гнезда и выводить птенцов. Пока же птичий оркестр заливается по утрам, звонким эхом отдаваясь в улицах Академгородка. А громче всех слышится соло синицы.
Е. Марков
Фото автора
Комментарии