Скандал в культурном месте
Скандал в культурном месте
В «Навигатор» пришло письмо от жителей Шлюза Б. Сысоева и М. Кузьминой. Они выражали обеспокоенность тем, что происходит в библиотеке им. М. Зощенко.
По их словам, руководство Центральной библиотечной системы (ЦБС) вывезло и сдало в макулатуру около 9 тонн литературы, в том числе книги, переданные читателями в дар и находившиеся в хорошем состоянии. Заведующую библиотекой Н. Баеву, которая 30 лет отдала любимому делу, понизили в должности и вынуждают уволиться. С приходом нового руководителя библиотека изменила график работы, и он стал неудобен читателям. «Мы не можем согласиться, что подобные действия – внутренние дела ЦБС. Библиотека – народное достояние», – выражают свою позицию авторы письма.
НА ДВУХ ПОЛЮСАХ
В сентябре «Навигатор» опубликовал обращение «Книга в дар библиотеке», подписанное директором ЦБС О. Зубаревой: «В вашей домашней библиотеке, возможно, есть книги, которым можно подарить вторую жизнь. Сделайте это! Исторические романы, мемуары, приключения, детективы, фантастика будут приносить истинное удовольствие читателям еще долгие годы».
Борис Сысоев считает, что с этого все и началось. «Люди принесли то, чем дорожили и что берегли в личных библиотеках, – пишет он. – Принесли, чтобы книги жили еще многие годы, чтобы их читали. И они получили «вторую жизнь»… в качестве туалетной бумаги». Их сдали в макулатуру.
Инициативная группа жителей Шлюза выступила за спасение сданных в библиотеку книг. Письма протеста были направлены в различные инстанции, в том числе в администрацию района и мэрию. В них руководителя ЦБС Ольгу Зубареву обвиняют в непорядочном отношении к бывшей заведующей библиотекой и противозаконных деяниях. В подтверждение своей правоты представители общественности присылают фотографии и файлы цифровой видеосъемки.
Иначе описывает случившееся сама Ольга Зубарева. Она утверждает, что в макулатуру сдавалась списанная и непригодная литература. И это не противоречит закону.
Проблемы в библиотеке имени М. Зощенко, по словам О. Зубаревой, начались давно, два-три года назад. Бывшая заведующая Нинель Баева была отличным организатором мероприятий, но не справлялась с должностными обязанностями по учету и хранению библиотечного фонда, нарушала правила приема от населения подаренной литературы. Книгами, журналами, газетами были завалены не только основные, но и подсобные помещения, коридоры. В этом убедился и корреспондент нашей газеты, побывавший в библиотеке.
– Видя всю бедственность ситуации, мы приняли решение помочь коллегам и стали выходить сюда сводными бригадами по несколько человек, разбирать скопившиеся книжные завалы. Сортировать, учитывать в соответствии с принятыми нормами, выставлять в экспозицию или складировать в хранилище. Эту кропотливую работу выполняли опытные сотрудники, которые никогда не списали бы материал, имеющий литературную или историческую ценность, – заверила заведующая ЦБС.
О ДАРЕНОМ КОНЕ
– На призыв приносить книги в нашем районе всегда откликаются. И на этот раз более 100 жителей подарили библиотекам около 2000 книг. Несомненно, это весомый вклад в пополнение и обновление фондов. Благодаря читателям во всех библиотеках появилась новая литература; увеличилось число экземпляров многих изданий; ветхие книги мы заменили на более новые. Как правило, после завершения акций по сбору книг филиалы библиотечной системы активно обмениваются дарами читателей. Если книга не подходит по профилю или в библиотеке есть достаточное количество экземпляров, ее предлагают коллегам из других филиалов, в сельские библиотеки или нуждающимся в этой литературе организациям и учреждениям – детским садам и детским домам, воинским частям, – пояснила Ольга Зубарева.
Надо честно признать, что не вся сданная населением литература годится для употребления. Большинство из нас привыкли бережно относиться к книгам, и выбросить ненужные у людей рука не поднимается. А вот передать библиотеке – это выход. Поэтому зачастую получается, что жители несут «в дар» подлинную макулатуру (при этом некоторые даже просят объявить им благодарность в местной печати!). А скажите, зачем библиотеке эти ветхие книги, в антисанитарном состоянии (например, подмоченные водой или засиженные тараканами), пораженные грибком? Кому приятно брать их в руки? Приходится сдавать на переработку. Полученные за макулатуру средства расходуются на приобретение новых книг, подписку периодических изданий.
Руководитель библиотечной системы района опровергла обвинения в том, что недавняя сдача утиля стала наживой на читательских дарах и пополнила чей-то личный карман. Она предъявила документы, подтверждающие сдачу макулатуры и поступление средств на счет ЦБС.
ФОНД И УТИЛЬ
Чтобы оценить сложившуюся ситуацию, нужно, как минимум, иметь представление о работе библиотек, знать требования, предъявляемые к этим учреждениям культуры, порядок оформления книг, переданных в дар. Например, важно понимать, что является фондом и что считается утилем. Литературную ценность представляют книги в достойном санитарном состоянии, имеющие в наличии все страницы и, желательно, иллюстрации. Тематика может быть разнообразной, но для специальной литературы, будь то медицина, программирование или справочник по строительству, действует особый срок давности издания, составляющий 5-7 лет. Наука, как известно, не стоит на месте, и в интересах читателей библиотеки пополняют фонды более современной литературой.
«Книга на все времена» – русская и зарубежная классика – принимается без ограничения. Случается, что в дар библиотеке приносят многотомное издание, а в фонде есть такое же, но с высоким процентом износа. Тогда подарок читателя пополняет экспозицию, а на старые книги составляется акт о списании. Библиотека вправе перераспределить новые поступления и отправить издание в другой филиал, а также передать литературу нуждающимся организациям и учреждениям. Много книг из даров читателей передается в сельские Дома культуры.
Специалисты из других библиотек, бывавшие в филиале имени М. Зощенко, заявляют: работа по учету, сортировке и, как принято говорить, движению книг здесь не проводилась годами. В беспорядке находилась внутренняя документация. Литература лежала в неприспособленных сырых помещениях и, несмотря на относительно недавний год издания, полностью утратила внешний вид и, следовательно, ценность. В одной из таких комнат мне показали стопку журналов, заплесневевших и истлевших в труху.
Чем же вызвана неразбериха в таком культурном месте? Бывшая заведующая библиотекой Нинель Баева сейчас находится на лечении в стационаре и не смогла дать какие-либо разъяснения.
По словам Бориса Сысоева, инициативная группа читателей Шлюза возмущена, что перемещения кадров в библиотеке проводились без их участия, руководство ЦБС должно было учесть мнение общественности. Он уверен, что среди сданной макулатуры была и хорошая литература, а также книги, вообще не принадлежащие фонду библиотеки имени Зощенко. Часть их перенесена в помещения 119-й школы.
Сейчас дела в библиотеке принимает новая заведующая Анна Останина (согласно уставу любого учреждения назначение на должность руководителя структурного подразделения и его сотрудников – компетенция руководителя учреждения). На ее плечи ложится огромный объем работы по идентификации книг фонда, сортировке и постановке на учет неучтенной литературы. Библиотека ждет старых и новых читателей с 12 до 19 часов по будням и с 12 до 18 в субботу. Воскресенье – выходной.
Светлана КНИЖНИК
Фото автора
Комментарии
Давайте составим список, кого будем выбирать:
1) участкового врача и зав. поликлиникой (кстати, узких специалистов будем выбирать, или как? Районные выборы окулиста, так сказать...)
2) директора школы и завучей.
3) руководителей аптек и прочих магазинов - муниципальных, разумеется.
4) дворников, кстати, тоже надо выбирать... а то принимают на работу черти кого!
Не жизнь, а сплошные выборы! С другой стороны, а чем участковый врач хуже библиотекаря? Поздравляю, вы довели идею демократии до абсурда. Впрочем, вам вообще совйственны демагогические высказывания - или всерайонный референдум по избранию библиотекаря, или сразу крепостное право. Вы и дома так - или обед с тремя переменами блюд, или караул, меня морят голодом?
Кстати, услугами участкового врача, если он вам не по душе, можно не пользоваться. Теоретически (на деле не проверяла), можно пойти к заведующему поликлиникой, и в заявительном порядке перевестись на участок к другому терапевту, который вам более симпатичен. Так и с библиотекой: не нравится эта - ходите в другую! (даже еще проще - не надо заявление писать).
Библиотекарь не может определять степень нужности и актуальности книг? А кто ее может определить? Вы? Я? А если у нас противоположные мнения? Объявим районный референдум?
Вы же понимаете, что помещения библиотеки не резиновые. Районная библиотека - это аналог "магазина шаговой доступности". Вам наверняка удобно покупать хлеб и молоко (мыло, соль, спички) максимально близко от дома, и вы не требуете, чтобы там же торговали фиолетовым чаем "поцелуй ласточки" по тыще рублей за грамм. Если вам приспичит испить такого чаю, вы поедете в специализированный магазин, и не беда, что он на другом конце города - по таком случаю можно и съездить.
Районная библиотека - это литература для школьников и тех, кому охота почитать "что-нибудь легонькое" перед сном.
А на кой там "справочник мостостроителя" за 1975 год (к примеру говорю), пусть даже и в отличном состоянии? Тот, кому позарез нужен этот справочник - не пойдет за ним в районную или школьную библиотеку. Он обратится в ГПНТБ, или какие у нас там специальные технические библиотеки есть.
Чем люди думали, когда несли в районную библиотеку "полные собрания сочинений Маркса, Энгельса, Ленина"? В такой "библиотеке шаговой доступности" должно быть как у хорошей хозяйки , то, что в течение года ни разу не было востребовано, должно быть... хм... утилизовано.
По идее надо хорошенько вздрючить тех библиотекарей, кто это у народа зачем-то принимал. А также всякие книги "с чуть надорванными страничками", без обложек и проч.
И уж совсем безобразие, что все эти дары щедрого населения были не оформлены. Это именно то нарушение, обнаружив которое при первой же проверке руководителя надо снимать.
Сильно подозреваю, что после этого пассажа С. Книжник сочла собеседника, собирающегося провести с друзьями рейд народного гнева по библиотекам района, городским сумасшедшим, страдающим к тому же манией величия, и, откровенно говоря, я готова к ней присоединиться.
Интересно, а текст С.Книжник согласовывала перед тем, как печатать, в старые времена это было обязательно перед тем, как публиковать, с участниками, их, судя по материалам сайта, хватает.. .. .. или в "Навигаторе" это не принято?
А по поводу дивидендов, Вы же сами и простимулировали этот интерес, не правда ли?Так стоит ли удивляться?
как они изложены на сайте, и как их представила С.Книжник, и нашёл существенные отличия.Если подавать информацию ,то так, как подают её стороны, а не "испорченный телефон", то в этом, наверное, и есть журналистская этика или Настоящая Лазарева думает иначе?
На сайте представлена одна сторона конфликта - стороники бывшего директора библиотеки. Очевидно, что проще всего было просто напечатать их письмо. Однако журналист проделал определенную работу и выслушал и другую сторону - это, по вашему, признак необъективности?
Это, как раз, качественно проделанная журналистская работа - выслушать ВСЕХ и донести до читателя суть конфликта и взгляды ВСЕХ сторон. Но объективность Вам не нужна, зачем... Вам же уже на сайте все напечатали и рассказали, а все, что кроме этого - ложь, клевета или, в лучшем случае, журналистская халтура...