Сибирские кутюрье
Сибирские кутюрье
С Ольгой Бессоновой мы познакомились три года назад, когда я пришла записывать дочь в детский театр моды «Меланж» в Бердске (сейчас это школа дизайна «Меланж»). С тех пор не пропускаю ни одного конкурса «Модная провинция», который Ольга Викторовна, директор школы, проводит дважды в год, и каждый раз поражаюсь фантазии и мастерству детей.
Ребята познают мир моды во всем многообразии: знакомятся с историей, рисуют эскизы, моделируют, кроят, шьют и демонстрируют одежду на подиуме в великолепном шоу, подобном тем, что устраивают именитые кутюрье. Не только родители участников «Модной провинции» восхищаются великолепными нарядами. В жюри – художники-модельеры, руководители предприятий легкой промышленности (среди них есть и бывшие «меланжевцы»), даже представители администрации города. Бессменный председатель жюри, профессор Новосибирского технологического института – филиала Московского университета дизайна и технологии (НТИ МГУДТ) Борис Степанов как-то заметил, что, судя по коллекциям воспитанников Ольги Викторовны, «Меланж» должен называться детским театром высокой моды!
Ольга Бессонова рассказала, как появляются и воспитываются модные звезды.
– Как вы стали модельером?
– Когда родилась, папа купил швейную машинку и сказал: «У меня дочь будет шить» (cмеется)! Папа запрограммировал! С детства очень много шила – дома лежали чемоданы одежды для кукол. У меня получалось кроить, и это не были прямоугольники с дырочками. Выкройку я представляла в объеме, и, думаю, это врожденная способность. Помню, сшила кукле сарафан. На улице мамы малышей увидели его, и по этому фасону сделали такие же своим детям. Мне тогда было всего десять лет.
Мы жили рядом с Новосибирским Домом моделей. Во втором классе меня и еще двух девочек выбрали для показов одежды на подиуме. Правда, моделью я не стала, но решила, что все равно буду здесь работать. После 8-го класса поступила в швейное училище, потом в филиал Московского технологического института легкой промышленности и одновременно начала работать в Доме моделей. Все сложилось, как задумывала. Затем вместе с мужем-офицером уехали на север, так что учебу оканчивала на заочном отделении Санкт-Петербургского университета технологии и дизайна. А в 1991 году устроилась работать к Вячеславу Зайцеву.
– Вот так просто – пришли и устроились?
– Да, так просто… Вячеслав Михайлович тогда был для меня небожителем. Пришла наудачу, очень хотелось у него работать. Он взял меня, когда увидел в трудовой книжке запись о работе в Новосибирском Доме моделей. Это предприятие котировалось. Нас учили мастера, которые работали еще до войны со сложнейшими фасонами, конструкциями. Технология была на очень высоком уровне и ценилась по всему Союзу.
– Что дала Вам работа у Вячеслава Зайцева?
– Московский дом моделей научил креативу. Там не так скрупулезно относились к технологии, как здесь – не проверяли всё изделие с линейкой, хотя, конечно, следили за качеством. И там умели, и сейчас умеют, создавать модное шоу. Это другой взгляд на то, как нужно подавать моду. Там я подтянула свои знания по маркетингу, прочла много литературы. Было интересно. Эти знания теперь даю детям. Рассказываю, как модельеры продвигают свою продукцию, как в один день можно стать известным. Мы говорим о разработке своего логотипа, этикетки, упаковки. Вот это маркетинг! (Ольга показывает look-book и открытки московского дизайнера аксессуаров Игоря Йорка. Это ее ученик. В январе он приезжал на конкурс «Модная провинция» и привез эксклюзивную сумку. С ней Ольга не расстается не только из чувства гордости за воспитанника, но и потому, что подарок удивительно подходит к большинству вещей ее гардероба).
– Расскажите, как создавался «Меланж»?
– Мы с сыном приехали сюда в 1995 году. Мой родной город – Новосибирск, но так получилось, что жить стали в Бердске. Знакомых здесь не было, я не знала, чем заняться. Потом поняла, что спросом пользуется образование детей, и решила использовать свой опыт работы в модной индустрии. Практически с первого года к школе пришел успех. Тогда в магазинах не было такого изобилия материала, и мы шили из подкладочных тканей. Но дети делали очень интересные вещи, и наши конкурсы проходили на ура. Очень помог Борис Степанов, который был тогда проректором института легкой промышленности. Узнав о моих задумках, он поддержал проект. Вся его семья помогала в организации конкурсов, и сейчас оценивать модели он приезжает с внуком Ваней, который выходит с дедушкой на сцену и подает ему дипломы. Тогда, шестнадцать лет назад, мы с Борисом Федоровичем мечтали о том, чтобы выстроить систему, при которой сможем вести детей практически с детского сада и до выпускника вуза, специалиста в сфере легкой промышленности. У нас получилось!
– Почему школа редко участвует в выездных конкурсах?
– Мы получаем приглашения, в том числе и из-за границы, каждую неделю, я говорю об этом родителям. Но, во-первых, такие поездки очень дороги. Во-вторых, нужно расставить приоритеты: или ты учишься, получаешь знания, или ты сделал что-то и с этим «чем-то» ездишь по странам, собирая медали. У детей всё впереди. Цели и задачи у нас другие – дать ребенку профессию, помочь с поступлением в вуз. Наш абитуриент приходит в НТИ МГУДТ или в техникум и практически с первых месяцев участвует в конкурсах, потому что у него уже есть готовая коллекция. Большинство наших выпускников, еще даже не получив диплома, уже имеют работу по специальности. И, если захотят, могут покорить весь мир!
– В других городах есть что-то подобное «Меланжу»?
– Есть школы, где учат именно шить. Мне встречались такие, где дети шьют по разработкам преподавателей. Мы же набираем малышей уже с четырех лет, и у нас много предметов, так что ребенок получает возможность не просто шить, а творить.
* * *
Автору этого материала не раз доводилось присутствовать на занятиях Ольги Викторовны и наблюдать, как дети создают эскизы – рисуют модели, какие только в голову приходят. Единственное критическое замечание, которое звучало от педагога: «В чем тут дизайнерская находка? Это красивая модель, но она обыкновенная. Если ты сошьешь ее, проявишь себя как хорошая портниха, но не дизайнер».
Поражают работоспособность детей и их упорство. После конкурсов все с прежним энтузиазмом принимаются за работу. Никто не бросает занятия от обиды, что его не отметили, и призеры не почивают на лаврах. Здесь ученики мотивированы совсем другим: они любят то, что делают!
Ольга ЩЕНЯТСКАЯ
Фото из архива школы дизайна «Меланж»
Комментарии