Школьная задача: 6 или 7?
Школьная задача: 6 или 7?
Школьная задачка: 6 или 7?
Поступление в первый класс – переломный момент в жизни ребенка и всей семьи. Внимание к этому периоду в последние годы особенно увеличилось. И это понятно. Согласно реформе общеобразовательной школы учениками первых классов становятся теперь шестилетние дети. Как сложится их новая жизнь, во многом зависит от того, насколько подготовились они к этому этапу за предшествующий период.
Конечно, важно, чтобы ребенок пошел в школу физически крепким, здоровым. Ведь нередко именно по состоянию здоровья некоторые дети отстают в учении. Однако, психологи, изучающие проблему готовности к школьному обучению, все чаще обращают внимание на важность определения отношения ребенка к школе, учителю, и учебной деятельности. Все чаще говорят и пишут о том, что для обучения важно не то, что знает и какими навыками владеет ребенок, а то, насколько он хочет овладеть этими знаниями и навыками.
То, каким способом определять отношение ребенка к школе, какие показатели считать важнейшими, в чем проявляется желание и нежелание учиться, каковы возрастные закономерности появления признаков положительного отношения к школе и получило в психологии название проблемы диагностики мотивационной готовности ребенка к обучению в школе.
Для проблемы мотивационной готовности к школе важен возраст, когда у ребенка появляется способность усвоить, сформировать специфические для школьного обучения мотивы.
Совершенно естественна ситуация, когда один ребенок уже в возрасте шести лет и интеллектуально, и личностно готов к усвоению формальных знаний в условиях коллективного обучения в школе. Другой же ребенок и в семь лет (а может быть, даже в восемь и старше) может сохранять психологические черты дошкольника и не удовлетворять требованиям школьного обучения ни умственными способностями, ни уровнем развития личности.
Развитие мотивационной готовности проходит в соответствии с тремя стадиями: для детей в возрасте 5-6 лет характерна стадия мотивационной неготовности к школьному обучению; у детей в возрасте 6-7 лет появляются первые признаки мотивационной готовности к школьному обучению; и лишь позже (чаще уже в процессе обучения) появляются свойства, говорящие о зрелости мотивации ученика.
При диагностике существенным является то, что на словах (в вербальном плане) ребенок проявляет признаки мотивационной готовности обычно раньше, чем на деле (в реальном поведении). В интересующем нас 6-7-летнем возрасте эта дисгармоничность является закономерной, естественной.
Отличительной особенностью шестилеток с семилетними детьми является преобладание мотивирующей силы игровых мотивов. А мотивы учения чаще «незрелы», не соответствуют требованиям школы. Детей шестилетнего возраста в обучении часто привлекает возможность реализовать в роли школьника потребности в признании, в общении, в самоутверждении.
Основной вывод, к которому приходят психологи, состоит в том, что у детей 6-летнего возраста – преимущественно дошкольный тип внутренней позиции школьника, незрелое отношение к школе и учению. Обучать таких детей в стенах школы оказывается возможным, только внося серьезные изменения в традиционные школьные формы и методы работы: предварительный отбор учеников, отведение специального помещения внутри школы, дошкольный режим дня, укорочение урока, отсутствие отметок, игровые приемы в обучении и т.п. Психологическая неготовность ребенка к систематическому обучению требует изменить второй элемент системы – школу и те требования, которые она традиционно предъявляет ребенку-ученику. А это не всегда возможно.
Принимая решение о поступлении ребенка в первый класс в том или ином возрасте, родители должны понимать, что школьное обучение – это не только образование и интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его личности, процесс воспитания. Эта особенность еще более обязывает обеспечить психологическую готовность ребенка к школе.
О. Козишникова, психолог Центра «Радуга»
Комментарии