• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 12:14 суббота, 04 мая
    Академгородок:
    Пробки: 4 балла
    04.05.2024
    USD: 91.69
    EUR: 98.56
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • «Школе надо помочь!»

    «Школе надо помочь!»


    «Школе надо помочь!»

    Прочел в №28 «Навигатора» очень интересные воспоминания Леонида Александровича Лукьянчикова (см. интервью «Рождение Академгородка: теория взрыва», №28, стр. 32-33. – Прим. ред.). Вслед за Лукьянчиковым хотелось бы рассказать только один эпизод, характеризующий Михаила Алексеевича Лаврентьева как человека.

    В 1955-1960 гг. мне пришлось быть директором средней школы в поселке строителей Шлюза. В то время, когда начиналось строительство Академгородка, на всем пространстве окрестностей Бердского шоссе от Матвеевки и до Речкуновки это была единственная средняя школа. Войдя в подчинение Новосибирского гороно, она получила номер 121.

    Какие бы мифы ни придумывались сегодня о советском прошлом, но истина состоит в том, что народное образование всегда было нище, как церковная крыса (и по оплате труда педагогов, и по материальному оснащению учебного процесса). И без доброго отношения моих попечителей – хозяйственных и партийных руководителей местных строительных подразделений школа даже чисто физически не могла выжить. От них же, мудрых зубров социалистического менеджмента, посчастливилось набираться опыта руководства и хозяйствования.

    Но и они были не всесильны. Они могли списать на обустройство водохранилища внеплановое строительство по собственному проекту деревянного здания школьных учебных мастерских из двух цехов (столярного и слесарного) с полным набором соответствующего оборудования. Или теплицы. Или переоборудование примитивного школьного буфета под вполне приличную столовую с горячими обедами. Или ежегодные капитальные ремонты еще нового школьного здания. Но не в их силах было оборудовать нормальные кабинеты физики, химии, биологии. Да и в местном магазине учебно-наглядных пособий таковых было с гулькин нос. И вот когда у меня стали появляться первые родители новых учащихся (из семей офицеров стройбатовских полков), стало ясно, что скоро прибудут семьи ученых-москвичей с их чадами. Да еще из обустроенных, как тогда казалось издалека, московских школ.

    Строительство ГЭС заканчивалось, строительство Академгородка – разворачивалось. Круг школьных попечителей должен был смениться. Пришлось ехать к заместителю академика Лаврентьева по строительству. Тогда им был Чхеидзе – красавец грузин, прототип одного из героев романа В. Ажаева «Далеко от Москвы». Он, выслушав меня о положении дел в школе, где первое время придется учиться детям ученых, обещал доложить об этом председателю СО АН СССР. Через неделю новая встреча и резюме: «Дед сказал: школе надо помочь. Давайте список необходимого – закажем в Москве».

    Так заочно началось мое знакомство с удивительным человеком, которого в ближнем кругу наградили уважительным именем Дед. Мне представляется, что этим словом он характеризуется существенно объемнее, чем всеми своими многочисленными официальными титулами и государственными наградами. Потом придется наблюдать его в разных ситуациях. И всегда поражало его отношение к молодежи – школьникам, студентам. И укреплялось представление о том, что они и есть его главная любовь и забота.

    Список же составили, сдали и... забыли. Через несколько месяцев звонок и рассерженный женский голос: «Вы почему свое имущество не забираете?» Короче говоря, этого имущества набралось на целый грузовик. Так наконец-то в школе появились приличные кабинеты физики, химии, биологии, с которыми не стыдно было и перед москвичами. Позже, посещая уже по университетским делам некоторые технические вузы в Новосибирске или Красноярске (в связи с открытием там филиала НГУ) и их лаборатории по общенаучным дисциплинам, я подумал, что мои школьные были, пожалуй, не хуже этих вузовских.

    Что касается детей ученых, то тогда единицы их, действительно, появились в нашей школе. Но Городок строился стремительно, во всех микрорайонах возводились типовые школьные здания. Надобность для академгородковцев в этой школе на какое-то время отпала... Много лет спустя Городок стал расширяться и в эту сторону. Для 121-й школы было выстроено новое здание по более современному проекту. В нем она продолжает работать и сейчас.

    Лев ЛИСС,
    профессор кафедры всеобщей истории ГФ НГУ.


    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Живая история
    С пользой для людей
    213 0
    "Навигатор" № 17 (1439) от 03.05.24
    Человек и общество / Живая история
    Наша гордость и слава
    839 0
    "Навигатор" № 14 (1436) от 12.04.24
    Человек и общество / Живая история
    72 счастливых года вместе
    1507 0
    "Навигатор" № 26 (1398) от 07.07.23
    Человек и общество / Живая история
    Письмо из 90-х
    698 0
    "Навигатор" № 24 (1396) от 23.06.23
    Человек и общество / Живая история
    Наука строить городки
    1719 0
    "Навигатор" № 31 (1353) от 12.08.22
    Человек и общество / Живая история
    Пляж. 65 лет назад
    4307 4
    "Навигатор" № 22 (1344) от 10.06.22

    Популярное