«Школе надо помочь!»
«Школе надо помочь!»
«Школе надо помочь!»
Прочел в №28 «Навигатора» очень интересные воспоминания Леонида Александровича Лукьянчикова (см. интервью «Рождение Академгородка: теория взрыва», №28, стр. 32-33. – Прим. ред.). Вслед за Лукьянчиковым хотелось бы рассказать только один эпизод, характеризующий Михаила Алексеевича Лаврентьева как человека.
В 1955-1960 гг. мне пришлось быть директором средней школы в поселке строителей Шлюза. В то время, когда начиналось строительство Академгородка, на всем пространстве окрестностей Бердского шоссе от Матвеевки и до Речкуновки это была единственная средняя школа. Войдя в подчинение Новосибирского гороно, она получила номер 121.
Какие бы мифы ни придумывались сегодня о советском прошлом, но истина состоит в том, что народное образование всегда было нище, как церковная крыса (и по оплате труда педагогов, и по материальному оснащению учебного процесса). И без доброго отношения моих попечителей – хозяйственных и партийных руководителей местных строительных подразделений школа даже чисто физически не могла выжить. От них же, мудрых зубров социалистического менеджмента, посчастливилось набираться опыта руководства и хозяйствования.
Но и они были не всесильны. Они могли списать на обустройство водохранилища внеплановое строительство по собственному проекту деревянного здания школьных учебных мастерских из двух цехов (столярного и слесарного) с полным набором соответствующего оборудования. Или теплицы. Или переоборудование примитивного школьного буфета под вполне приличную столовую с горячими обедами. Или ежегодные капитальные ремонты еще нового школьного здания. Но не в их силах было оборудовать нормальные кабинеты физики, химии, биологии. Да и в местном магазине учебно-наглядных пособий таковых было с гулькин нос. И вот когда у меня стали появляться первые родители новых учащихся (из семей офицеров стройбатовских полков), стало ясно, что скоро прибудут семьи ученых-москвичей с их чадами. Да еще из обустроенных, как тогда казалось издалека, московских школ.
Строительство ГЭС заканчивалось, строительство Академгородка – разворачивалось. Круг школьных попечителей должен был смениться. Пришлось ехать к заместителю академика Лаврентьева по строительству. Тогда им был Чхеидзе – красавец грузин, прототип одного из героев романа В. Ажаева «Далеко от Москвы». Он, выслушав меня о положении дел в школе, где первое время придется учиться детям ученых, обещал доложить об этом председателю СО АН СССР. Через неделю новая встреча и резюме: «Дед сказал: школе надо помочь. Давайте список необходимого – закажем в Москве».
Так заочно началось мое знакомство с удивительным человеком, которого в ближнем кругу наградили уважительным именем Дед. Мне представляется, что этим словом он характеризуется существенно объемнее, чем всеми своими многочисленными официальными титулами и государственными наградами. Потом придется наблюдать его в разных ситуациях. И всегда поражало его отношение к молодежи – школьникам, студентам. И укреплялось представление о том, что они и есть его главная любовь и забота.
Список же составили, сдали и... забыли. Через несколько месяцев звонок и рассерженный женский голос: «Вы почему свое имущество не забираете?» Короче говоря, этого имущества набралось на целый грузовик. Так наконец-то в школе появились приличные кабинеты физики, химии, биологии, с которыми не стыдно было и перед москвичами. Позже, посещая уже по университетским делам некоторые технические вузы в Новосибирске или Красноярске (в связи с открытием там филиала НГУ) и их лаборатории по общенаучным дисциплинам, я подумал, что мои школьные были, пожалуй, не хуже этих вузовских.
Что касается детей ученых, то тогда единицы их, действительно, появились в нашей школе. Но Городок строился стремительно, во всех микрорайонах возводились типовые школьные здания. Надобность для академгородковцев в этой школе на какое-то время отпала... Много лет спустя Городок стал расширяться и в эту сторону. Для 121-й школы было выстроено новое здание по более современному проекту. В нем она продолжает работать и сейчас.
Лев ЛИСС,
профессор кафедры всеобщей истории ГФ НГУ.
Комментарии