Школа начинается с учителя
Школа начинается с учителя
С 10 по 15 октября в гимназии №3 прошел семинар школьной лиги Роснано. В течение пяти дней у педагогов нашлось время на практикумы с детьми, на экскурсии, на дискуссии, но самое главное – участники учились раздвигать привычные рамки системы образования.
Кем хотят стать наши дети – это лакмусовая бумажка состояния общества. Помните как все малыши хотели стать космонавтами? К счастью, прошли времена, когда дети хотели быть рэкетирами и путанами, и даже мода на юристов и экономистов уже закончилась. Современные молодые люди, если верить опросам Левада-центра и конкурсам в вузы, хотят быть… чиновниками. При таком настрое молодежи мы сколько угодно можем говорить о новых технологиях, но реализовывать эти блестящие планы возможно будет некому.
– Когда специалисты стали просчитывать перспективы создания и внедрения новых технологий в стране, оказалось, что самой большой проблемой для нас станет нехватка кадров, – подтверждает Леонид Илюшин, профессор РГПУ, эксперт школьной лиги Роснано. – И тут мало пообещать хорошую зарплату к такому-то году – школьники такими категориями не мыслят. Если мы хотим изменить ситуацию, нужно действовать системно, педагогически целесообразно и быстро. Начинать нужно хотя бы в школе, а лучше – в детском саду. Речь, конечно, не о преподавании нанотехнологий, а об изменении мышления – необходимо развивать интерес к окружающему миру. Нужна молодежь, которая будет верить, что может изменить жизнь своими идеями и поступками. Именно этим сейчас заняты наши коллеги во многих странах мира. Логично, что похожая идея возникла и у Роснано – естественно-научный образовательный проект, направленный на исследовательскую деятельность детей. Лига школ Роснано – это, по сути, объединение педагогов, обеспокоенных тем, что школьники перестали интересоваться физикой, химией, биологией и математикой; педагогов, не желающих терять небольшой процент детей, у которых интерес к этим предметам все же есть.
– Почему возникла лига, объяснить легко, – поясняет Мария Гринева, куратор проекта. – Во-первых, у наших детей сегодня невысокий уровень знаний в области естественных наук. Например, по оценке PISA (Programme for International Student Assessment) наши подростки по уровню знаний находятся на 37 месте среди 65 стран, в которых проводилось исследование. Результаты, согласитесь, не впечатляют. Да и желание заниматься наукоемким бизнесом или самой наукой невысоко. Кроме того, у населения сегодня сложилось отрицательное отношение к нанотехнологиям. Мы не надеемся, что все ученики школ-участников станут работать в этой сфере. Но вырастить грамотного потребителя не менее важно.
Из 21 школы, участвующей в проекте, две находятся в Новосибирске – СУНЦ НГУ и гимназия №3. Именно последняя на прошлой неделе принимала учителей из Красноярска, Пензы, Лесного, Ульяновска, Новосибирска и Санкт-Петербурга. Одновременно аналогичные семинары прошли еще в трех городах России: Москве, Казани и Санкт-Петербурге. Пять дней педагоги обсуждали свои наиболее удачные наработки, ходили на экскурсии в научные институты, технопарк, СУНЦ, Выставочный центр СО РАН. Наряду с учителями естественных наук в семинаре приняли участие и педагоги младших классов.
– Для гармоничного развития ребенок должен глубоко и полноценно пережить все периоды детства. На каждом этапе закладываются свои качества, используются свои методики. Именно поэтому нельзя переносить в начальную школу методы школы подростковой, а в детский сад – школьные методики, – рассказывает ведущий семинара для учителей начальных классов Алексей Юшков, доцент кафедры педагогики Высшей школы СФУ. – В новых стандартах образования указано, что в начальной школе необходимо заложить три базовых качества: инициативность, учебную самостоятельность и ответственность. Но в массовой традиционной школе учитель «закрывает собой» все пространство и развивать эти качества сложно. Необходимо поменять способы работы, взаимодействия детей и взрослого.
Что удалось организаторам? Слово участникам семинара:
– У нас было много экскурсий в лаборатории научных институтов, в технопарк, в НГУ. Такое близкое общение с учеными – мощный стимул для педагогов и школьников. По-доброму завидую школам Академгородка, у которых есть возможность сотрудничества и с институтами, и с наукоемким бизнесом. Мы находимся в 250 км от Екатеринбурга, и теперь попытаемся наладить подобные связи.
– Замечательно, что параллельно с мастер-классами для среднего звена проходила программа для начальной школы. Алексей Юшков смог показать, как в рамках стандартной схемы можно работать без привычных ограничений, в удовольствие и для детей, и для педагога.
– Поняла, как много мне предстоит еще работать над собой. Потому что изменение нашей работы – это в первую очередь не изменение стандартов, а изменение подхода самого учителя.
– Обычно подобные мероприятия длятся 72 часа. В этот раз ничуть не меньший объем информации мы получили за 36 часов. Изюминкой семинара стали экскурсии в институты.
– У нас был целый ряд мастер-классов и практических занятий с учениками третьей гимназии. Осталось очень хорошее впечатление: умненькие, глазки горят, схватывают всё на лету.
– В первый же день, когда подходили к гимназии, дорогу перебежала белка. Можно подготовить детей, можно привести к приезду гостей в порядок школу. Но белку точно не подготовишь!
Юлия ЧЕРНАЯ
Фото предоставлено организаторами семинара
Комментарии