• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Комментарии
  • Рубрики
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 04:50 понедельник, 10 декабря
    Академгородок:
    Пробки: 1 балл
    10.12.2018
    USD: 66.92
    EUR: 76.08
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • Сергей Афанасьев: «Видеть в пьесе живых людей!»

    Сергей Афанасьев: «Видеть в пьесе живых людей!»

    Сергей Афанасьев: «Видеть в пьесе живых людей!»

    В марте исполнилось 30 лет Новосибирскому городскому драматическому театру под руководством Сергея Афанасьева. Праздничные юбилейные мероприятия длились больше недели.

    Публике – совершенно бесплатно – была предложена весьма разнообразная программа: спектакли «Ревизор», «Ханума», «Вишнёвый сад», моноспектакль Олеси Казанцевой «Парижский бульвар», посвящённый Эдит Пиаф, спектакль-концерт «Ностальгия по оттепели», парад пародий на звёзд в исполнении студентов НГТИ, два больших концерта JAM SESSIONS (Джем-сейшн). Отбор номеров, придуманных специально к юбилею, шёл больше месяца. После завершения юбилейных торжеств Сергей Афанасьев дал эксклюзивное интервью нашему корреспонденту.

    – Довольны финальным юбилейным вечером «Тридцать лет счастья»?

    – Я пошёл на определенный риск, поручив ведение торжественной церемонии студентам-третьекурсникам НГТИ под руководством своей ученицы, режиссёра Даши Супруновой. Как мне кажется, они всё сделали очень достойно и все гости были довольны. Мэр города, Сан Саныч Карелин и ректор НГТИ Яна Глембоцкая выдали просто потрясающие поздравительные спичи. Жаль, не было врио губернатора и его зама, их вызвали в Москву. Приглашали мы и Толоконского – но что-то не сложилось…

    В юбилейные дни самые сильные впечатления – от спектакля «Вишнёвый сад». Мы сыграли его в экспериментальном составе: Павел Поляков, Татьяна Угрюмова, Светлана Галкина, французские актёры. Получился перформанс в полуимпровизационной форме, который стал замечательным подарком и публике, и коллективу театра. Приглашённые артисты плакали от счастья вновь встретиться на сцене. Я тоже испытал сильное волнение. Немного изменился рисунок ролей и некоторые мизансцены, но дух спектакля удивительным образом сохранился.

    – Вы приступаете к репетициям «Вассы Железновой», премьера намечена на начало июля. Почему именно «Васса»? Чем будете удивлять публику?

    – У меня нет намерения никого удивить. Мне интересно раскрыть замысел автора. Разобраться, в чём суть стяжательства, почему далеко не бедные люди купаются в своих пороках. Заглавную роль сыграет Анастасия Неупокоева. Поставить «Вассу» хотел больше 30 лет. Интересно, что получится.

    – За 30 лет в Новосибирске наверняка были спектакли, которые порадовали?

    – За столько лет много чего было – интересного и не очень. Афанасьев-зритель – признаться, я очень слаб в этой теме. Тем более если речь о Новосибирске. Побаиваюсь смотреть не свои премьеры. Был ряд крупных разочарований. После неудачных спектаклей я всегда заболеваю – на нервной почве. Вот выпустили премьеру – молва идёт, в Сети масса восторженных отзывов. Приходишь в театр – а спектакль не про тебя, уровень ниже плинтуса. Это очень тяжелые ощущения. Может, я просто старею? Во всяком случае, у меня наступил такой жизненный период, когда многое становится предсказуемо. Не хотелось бы никого обижать… Но то, что не безупречно, не впечатляет! И, как мне кажется, я не один такой – с высокими требованиями к спектаклям. Может быть, перейдём к следующему вопросу?

    – То есть у вас как в анекдоте: чукча не читатель, чукча писатель?

    – Видишь ли, Юра, режиссеры крайне редко обсуждают работу коллег. А если ты ещё и дружишь с кем-то, лучше не смотреть его работу, чтобы не испортить отношения. Из недавних новосибирских премьер, пожалуй, отмечу краснофакельскую «Отцы и сыновья». Считаю не свойственным спектакль этому театру в тот период. Эта работа питерского режиссёра Александра Баргмана отчасти напомнила мне факельские постановки Лёши Серова. Ещё хорошо помню в этом театре «Лисистрату SE» Юрия Урнова и «Три сестры» Олега Рыбкина. Должен признаться, мои сильные театральные впечатления связаны большей частью со столицами – когда были в расцвете Додин и Фоменко, Захаров и Любимов. В начале 80-х я ездил в Вильнюс на потрясающие спектакли Някрошюса – «Квадрат», «И дольше века длится день», «Пегий пес, бегущий краем моря»…

    Сегодня очень ценю спектакли Сергея Женовача в СТИ – «Мальчики», «Три года», «Москва – Петушки». Отмечу и два мощных спектакля Туминаса в Театре Вахтангова – «Дядю Ваню» и «Евгения Онегина». А ещё меня совершенно потряс театр «Грань» из Новокуйбышевска. Недавно на фестивале «Молодые театры России» в Омске довелось посмотреть спектакль Дениса Бокурадзе «Корабль дураков» – удивительно тонкое, смешное и в то же время очень трогательное действо. Прекрасная работа артистов и режиссёра, никогда не отделяю их друг от друга.

    – Ваше творческое кредо?

    – В отечественном театре сегодня большой интерес к современной драматургии. Классику же зачастую ставят в немыслимо авангардных решениях. Наш театр нацелен на поддержание традиций, хотя эксперименты нам отнюдь не чужды. На наши спектакли может прийти семья – три поколения. И никому не будет стыдно за то, что происходит на сцене! У нас нет ни мата, ни насилия, ни потакания низменным инстинктам. Жаль, что некоторые режиссёры именно на этом и строят свои творческие программы. Мне не нравится, когда в театр привносят улицу. Подобные вещи не очищают нас. Считаю, что театр – это праздник. А улица на сцене – неуважение к публике.

    – Ещё один тренд отечественного театра – мультимедиа…

    – К использованию техники и других спецэффектов я отношусь нормально. Просто всё должно быть в меру. Главным на сцене должен оставаться артист. А помочь ему можно чем угодно – и светом, и музыкой, и дымом. Но порой всё это используется с единственной целью – скрыть актёрскую бездарность. Убежден: авангард в русском театре – временное явление. Инновации на сцене были всегда – но без игнорирования традиции. То, что происходит в театральном мире сейчас… Назову это по-ленински – «детская болезнь левизны». Ничего умнее, ценнее, интереснее, богаче, чем русский психологический театр, ещё не придумано. У меня нет никакой агрессии к либералам от искусства. Русский театр – как ледокол. Он идёт, пробивая себе путь во льдах, и всё ему нипочём.

    – Десятки лет своими спектаклями вам удаётся доказывать, что Шекспир, Островский, Чехов – не нафталин...

    – А что, это кто-то оспаривает?

    – К примеру, молодёжь!

     Как мне кажется, это всё идет от невежества, это отрицание незнаемого. В школе детей заставляют читать. Отсюда и ненависть молодёжи к литературе.

    – Что бы вы сказали школьнику, заявившему: «Я «Ревизора» прочёл – зачем мне идти на спектакль?»

    – Я бы ответил: «Не спеши судить. В 14 лет невозможно понять «Войну и мир». Проще сказать: «Толстой – отстой!» Но придёт время, и ты поймёшь: классика даёт ответы на очень многие вопросы».

    Пьеса Чехова «Три сестры» не сводится к хронике жизни одной семьи. Увы, сегодня в школах не учат читать пьесы, разбирать их тонкости. А сострадать сёстрам Прозоровым можно только в театре. Поэтому – добро пожаловать на спектакль. А наша задача – не замутить замысел драматурга, не выстроить сценический ребус, не утопить зрителя в болоте режиссёрского самовыражения. Не стоит забывать: классик потому и классик, что оказался умнее своего поколения.

    – А как при этом не превратить классическую постановку в музей?

    – Надо быть живым человеком. И видеть в пьесе живых людей. Если ты не в состоянии их разглядеть, тебе не стоит заниматься этой профессией. Весь этот театральный авангард идёт от профессиональной неоснащённости и беспомощности, от неумения через актёра выразить мысль. Наладить творческий контакт актёра с режиссёром – хлопотно. Проще расставить артистов как мебель на сцене, включить неон, пустить дым – и дело в шляпе!

    – У вас и ваших артистов немало наград. А когда у театра Афанасьева будет «Золотая маска»?

    – Думаю, что никогда. Её эксперты считают, что наши спектакли – неформат для национальной театральной премии. Кроме того, как-то я посмотрел сразу несколько «масочных» спектаклей и решил: если премии дают за такое, то я в этом не участвую.

    – Сейчас у вас в репертуаре около 120 спектаклей. О чём будет 200-й?

    – Дожить ещё надо (смеётся). Название я, конечно, вам не скажу. Но очевидно, что это будет глубокая, интересная история о человеке – как обычно в НГДТ.

    Юрий ТАТАРЕНКО
    Фото из архива театра

    04.04.2018, 17:09 Ирина Бич
    С нетерпением ждём каждую работу театра на сцене Дома ученых. И сейчас всех поклонников этого замечательного коллектива приглашаем на спектакль "Зелёная зона" 15 апреля, начало в 18 часов.
    31.03.2018, 20:50 Эрудит
    Актерский ансамбль в спектаклях Афанасьева - это какая-то магия театра. С нетерпением жду "Вассу Железнову".
    31.03.2018, 19:12 Сергей
    Класс. Три креста. Точный символ.)))
    01.04.2018, 13:36 7131
    Сергей Афанасьев ГЛыба ...если хотите УТЕС Театра...Доводилось работать с ним!!! Невероятное удовольствие....Человеческая и гражданская позиция поражает !!!Вообщем квинэссенция Театра !!! Здоровья ему и творческих новых высот!!!

    Другие статьи на тему

    Культура и спорт / В мире искусства
    «Жена космонавта»
    277 0
    "Навигатор" № 44 (1164) от 09.11.18
    Культура и спорт / В мире искусства
    Родные берега на живописных полотнах
    206 0
    "Навигатор" № 38 (1158) от 28.09.18
    Культура и спорт / В мире искусства
    На живописной волне
    459 0
    "Навигатор" № 18 (1138) от 11.05.18
    Культура и спорт / В мире искусства
    Женское царство «Городка»
    375 0
    "Навигатор" № 18 (1138) от 11.05.18
    Культура и спорт / В мире искусства
    Вернисаж братьев Бороздиных
    319 0
    "Навигатор" № 15 (1135) от 20.04.18
    Культура и спорт / В мире искусства
    Музыкальный подарок Новосибирску и маме
    466 0
    "Навигатор" № 12 (1132) от 30.03.18

    Популярное