Репортаж по Чехову
Репортаж по Чехову
Репортаж по Чехову
Когда общество ограждает себя от неудобных людей, оно непобедимо.
А. Чехов, «Палата №6»
В сентябре на экраны российских кинотеатров вышел новый фильм режиссера Карена Шахназарова «Палата №6», снятый по рассказу А.П. Чехова.
За последние годы эта картина стала удивительным исключением в целой плеяде похожих друг на друга, как две капли воды, исторических боевиков и «правдивых», как телесериалы, историй современности. Мыслящий зритель будет приятно удивлен, обнаружив, что на первом месте в картине – режиссер, сценарий и актеры, а не продюсер, бюджет и спецэффекты.
Фильм снят в психоневрологическом интернате на территории бывшего монастыря в Московской области. Профессиональные актеры исполняют только главные роли, большинство же остальных персонажей играют реальные пациенты, которые иногда принимали «понаехавших» актеров за своих. Впрочем, «играют» – не самое удачное определение. В их речи есть чеховский текст, но в остальное время они довольно искренне общаются и вполне естественно держатся перед мобильными видеокамерами. В своем 13-м фильме Шахназарову удалось главное – стереть грани веков, почти ничего не меняя в тексте автора. В его документально-художественной экранизации слова Чехова звучат так, словно они были написаны вчера.
«Я только частица необходимого социального зла. Все чиновники вредны и даром получают жалованье, но в моей нечестности виноват не я, а время. Родись я двумястами лет позже, я был бы другим», – говорит доктор Рагин и, конечно же, ошибается. Этой его фразе больше ста лет, но не изменился ни он сам, ни окружающие его люди и порядки: «В наших столицах нет умственного застоя, есть движение, – значит, должны быть там и настоящие люди, но почему-то всякий раз оттуда присылают к нам таких людей, что не глядел бы».
Исполнитель главной роли Владимир Ильин получил приз «Серебряный Георгий» за лучшую мужскую роль в этом фильме на 31-м Международном кинофестивале ММКФ. Изначально в роли доктора Рагина планировали снимать Марчелло Мастроянни, который всегда мечтал сыграть в русской классике. Но авторы фильма вовремя опомнились, осознав, что мировая звезда при всех ее достоинствах вряд ли сойдет за своего в подмосковной «психушке». Классическое игровое кино – совсем не то, что хотелось авторам художественного репортажа. Ведь шестая палата и сегодня есть в любом небольшом российском городке, и незачем воссоздавать ее вид столетней давности, если с чеховских времен в ней ничего не переменилось. Государственная бюрократическая машина бережно сохранила все традиции прошлых веков, и тем, кому в ней становится трудно дышать, в худшем случае выдают наручники, а в лучшем – больничные тапки.
М. Школьник
Комментарии