Ребенок идет в первый класс
Ребенок идет в первый класс
(Продолжение разговора о первоклассниках в №30)
Итак, режим дня и стабильность очень важны для ребенка, чей мир так стремительно и серьезно изменился. Чтобы это обеспечить, родителям необходимо постоянно находиться в диалоге друг с другом и ребенком.
Такой диалог позволит избежать ситуаций, когда мама-гуманитарий сосредоточенно учит составлять рассказ по картине, а одной реплики папы-математика «Какая ерунда, эти картинки! Математику надо учить, сын!» будет вполне достаточно, чтобы сформировать у ребенка пренебрежительное отношение к предметам гуманитарного цикла. Мама при этом будет обижена на папу и на сына, папа раздосадован обидой мамы – он занимался воспитанием мальчика, расставлял образовательные приоритеты, сын, который любит и папу, и маму, расстроится за них обоих, недоумевая, чего же они не поделили.
Если какие-то из образовательных приоритетов не обсуждались родителями, то в подобной описанной ситуации важно помнить, что партнер – человек разумный, плохому ребенка учить не будет, и дать ему завершить свое воспитательно-обучающее воздействие. Здесь хорошо работает правило: в один момент времени воспитывает или учит только один родитель. Если что-то в действиях партнера не нравится, не устраивает, это можно обсудить позже, наедине. Договориться, прийти к согласию, чтобы снизить вероятность воспитательных выяснений отношений при ребенке.
В том случае, если учебные разногласия родителей регулярно разбираются в процессе выполнения домашних заданий, ребенок быстро учится этим пользоваться – при таком раскладе уроков можно не делать: если сделать, как настаивает мама, папа будет недоволен; сделать по-папиному – рассердится мама. Но такой прагматичный вывод он сделает, к сожалению, не сразу, какое-то время будет изо всех сил стараться быть хорошим для обоих родителей, страдать от того, что у него ничего не получается. Если ребенок мнителен, он может предположить исключительно свою вину в родительских ссорах, что добавит ему переживаний, неуверенности и проблем в школьной успеваемости.
Мерой, нивелирующей такое противостояние, может стать разделение школьных предметов между родителями: папа отвечает за точные науки, мама за гуманитарные и общее руководство, а по поводу естественных можно звонить бабушке – ботанику или геологу. Тогда каждый родитель работает по своему профильному направлению, и они не мешают друг другу. И ребенку в этой ситуации понятно, к кому с каким вопросом обращаться.
Держать руку на пульсе эмоционального состояния ребенка в школе может помочь такая приятная семейная традиция, когда вся семья, собравшись за столом, беседует о том, что хорошего за день произошло с каждым ее членом. Важно, чтобы обязательно высказывался каждый член семьи, умеющий говорить, желательно более чем об одной субъективно ему приятной ситуации. А они могут быть разного уровня и масштаба – самое главное, чтобы внутренне воспринимались как хорошие, радующие. Эта традиция быстро приживается, когда никто не отмахивается занятостью, не бурчит раздосадованно о том, что лично в его жизни уже давно нет ничего хорошего… Когда каждое доброе известие, сколь бы оно ни было незначительно на первый взгляд, встречается поддерживающими улыбками, ободряющими словами. Такая традиция может работать на улучшение отношений в семье, формирование позитивного мировосприятия и выполнять диагностические функции: как часто ребенок включает в свой рассказ школьные события, чего именно касаются эти упоминания – учебного процесса, общения со сверстниками, общественной жизни школы. Такая обратная связь позволяет вносить коррективы в отношения семьи и школы, своевременно обращать внимание на какие-либо перекосы, если они вдруг наметились. Хотя при таком подходе «вдруг» быть не может – все они разбираются на дальних подступах.
А. Бердникова, психолог (тел. 8-913-905-09-40)
Комментарии