Рассказ и стихотворение Ф. Котегова
Рассказ и стихотворение Ф. Котегова
Федор Котегов хорошо знаком нашим читателям прежде всего как автор прозаических миниатюр. Менее известны его стихи. В этом выпуске мы даем и то и другое, две маленькие вещицы о природе – зимнюю и весеннюю. И везде фигурируют синицы – симпатичные птички, всегда оживляющие своим радостным звоном суровую тишину сибирской зимы.
Синицы за окном
Учительница первоклашек Мария Ивановна, зайдя в класс и оглядев ребят, заметила, что сидевшая у окна Оля Кошевкина невесела. Когда учительница поинтересовалась у девочки причиной ее плохого настроения, Олины глаза наполнились слезами:
– Синичка умерла. Папа купил мне ко дню рождения клетку и двух синичек. Но они одна за другой умерли.
– Очень жаль твоих синичек, но сейчас им уже не поможешь, – сказала Мария Ивановна. – Сережа Раковин, ты говорил, что у тебя тоже есть синички. Сколько их у тебя?
– А я не считал. Наверное, штук пятнадцать-двадцать.
– Так много? У тебя что же, такая большая клетка?
– Нет, что вы! Они живут по ту сторону окна, на свободе. – И мальчик подробно рассказал, как он помогает птицам: – Удобнее всего вешать кормушки у форточки. Надо только к раме окна прибить ветку какого-нибудь дерева. Я сделал маленькие открытые коробочки, нанизал их на ветку, рядом повесил сетку. В коробочки насыпаю семечки, просо, дробленый овес. А в сетку кладу кедровые шишки и кусочки несоленого сала.
Синички вас отблагодарят – такой цирк устроят у окна, оторваться невозможно! Щебечут на все лады, а если форточка открыта – и в комнате побывают.
Ребята оживились, зашумели, стали спрашивать: только ли синички прилетают? Оказалось, что и поползень, а однажды был снегирь, важный такой, с красной грудкой. Сережа его «генералом» прозвал.
Мальчишки и девчонки еще долго обсуждали, какая кормушка удобнее, каждый вспоминал о своих встречах с пернатыми друзьями. Учительница не прерывала их, понимая, что этот разговор – урок любви к природе, ко всему живому.
Ручей
Февральская метелица,
Февральская капель.
Хотя в весну не верится,
А ты возьми поверь!
С январскими морозами,
Длиннотами ночей
Покончено. Меж лозами,
Смеясь, возник ручей.
Дитя снегов и солнышка,
Он резв, пока тепло;
Упала тень от колышка –
И нет, опять стекло.
Пусть тонок ты, пусть хиленький,
И до заката жизнь –
Струись, ручей мой миленький,
Болезный мой, держись!
Ты первый среди вестников,
Ты прочим кажешь путь.
Помянут тебя песенкой
Синицы как-нибудь.
Федор КОТЕГОВ.
Комментарии