Промышленные ускорители для жизни
Промышленные ускорители для жизни
Промышленные ускорители заряженных частиц, созданные новосибирскими учеными, находят применение в разных сферах жизни: они обеззараживают сточные воды и медицинские отходы, используются в рентгеновской дефектоскопии, при изготовлении лекарств и нанопорошков. О перспективах новых уникальных разработок шла речь на круглом столе в пресс-центре ТАСС.
Лекарство от инфаркта
Одно из самых значительных достижений новосибирской науки – создание тромбовазима. По словам разработчиков, препараты, способные растворить тромб и восстановить кровообращение, обычно выпускаются в виде растворов, тромбовазим – первый в мире тромболитик в таблетках.
Его история началась еще в 1980-е. Военные обратились к ученым с просьбой создать лекарство для лечения открытых ран. Так появился препарат имозимаза, медики широко применяли его во время войны в Афганистане. Препарат хорошо зарекомендовал себя, но не отличался устойчивостью, сложности возникали и с хранением. Лекарство и сейчас применяется в медицине, но до сих пор зарегистрировано как ветеринарный препарат.
В 2000-е ученые снова вернулись к этой теме и на основе имозимазы разработали тромбовазим. Лекарство прошло клинические испытания и было запущено в производство в виде таблеток и растворов для инъекций.
По словам председателя совета директоров биотехнопарка Кольцово Андрея Бекарева, за последние 20 лет в России создано не более десяти оригинальных фармокомпозиций. Мировые фармкомпании тратят на создание нового лекарства не меньше 10 лет и порядка 1 млрд долларов. На «доводку» тромбовазима Андрею Бекареву потребовалось около семи лет и значительно меньше денег.
Препарат не имеет аналогов: ни одно лекарство «не умеет» воздействовать непосредственно на тромб. Тромбовазим применяют при лечении тяжелых форм венозной недостаточности, острого коронарного синдрома, инфаркта миокарда. Конкурентов у него нет, есть заменяющие препараты антиварикозного действия, а также активаторы плазминогена, у которых много побочных эффектов. Да и стоят они недешево.
При создании уникального лекарства его разработчики – сотрудники Института цитологии и генетики СО РАН, Института ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН и ЗАО «Сибирский центр фармакологии и биотехнологии» – учитывали, что белковые препараты могут отторгаться организмом и вызывать аллергические реакции вплоть до анафилактического шока. Поэтому создали принципиально новый метод «транспортировки» препарата. Он состоит в так называемой подшивке лекарств к биополимерам. С помощью электронного пучка ускорителя связи полимера разрушаются, и вокруг лекарства создается «шуба», благодаря которой организм человека белок «не видит» и на него не реагирует.
Такая технология «доставки» открывает дорогу для внедрения и других препаратов. Они прекрасно показали себя на стадии лечения в пробирке, а до апробации на человеке дело не дошло. По словам Андрея Бекарева, теперь дело за государством: если оно заинтересовано в создании новых отечественных лекарств, то для разработчиков должны быть созданы благоприятные условия.
Ускоритель чистоты
Производством промышленных ускорителей ИЯФ занимается уже 40 лет и считается мировым лидером в этом направлении. По словам советника РАН, директора Сибирского центра синхротронного и терагерцового излучения (СЦСТИ) академика Геннадия Кулипанова, с 1975 года было собрано 220 установок, которые работают в различных странах мира. Больше всего ускорителей продано в Китай – 76, сейчас идут переговоры по контракту еще на 24 установки.
В Новосибирске таких установок пока шесть: в сервисных центрах ИЯФ (три), в биотехнопарке Кольцово (две) и на заводе химконцентратов.
Большинство промышленных ускорителей используется в сфере радиационно-химических технологий; они применяются для улучшения изоляции проводов, стерилизации медицинских изделий и одноразовой медицинской одежды, при производстве термоусаживаемых трубок и муфт.
Ускорители также можно использовать для обеззараживания стоков животноводческих комплексов. Технология состоит в том, что сначала стоки обрабатывают пучком электронов, затем в прудах с водным гиацинтом происходит биологическая очистка, после чего воду можно возвращать в природную среду.
В 1980-е годы сотрудники ИЯФа уже занимались нормализацией экологической обстановки. В Воронеже им пришлось чистить подземные воды. В городе работал завод искусственного каучука, а так как системы очистки не было, его стоки закачивались под землю. Загрязнение распространилось настолько, что пришлось закрыть городской водозабор. С 1984-го по 1988 годы загрязненную воду выкачивали, пропускали через электронный пучок и возвращали обратно под землю.
Проект для обеззараживания стоков был разработан учеными и для Кудряшовского свинокомплекса – крупнейшего регионального животноводческого предприятия. Но областные власти его финансово не поддержали. Сейчас проект передали на рассмотрение в Министерство сельского хозяйства РФ.
Александр ФРОЛОВ
Комментарии