Про науку без звериной серьёзности
Про науку без звериной серьёзности
Большим научным событием этой осени, собравшим около 5 тысяч человек, стал фестиваль Eureka!Fest. На нём эксперты обсуждали будущее образования и научных коммуникаций, посетителям показывали научное кино и сайенс-арт, детям демонстрировали занимательные опыты. Организатор фестиваля и известный популяризатор науки Александр Дубынин рассказал, с чем сталкиваются люди, которые несут науку в массы.
– Я из учительской семьи, можно сказать, вырос в научно-просветительской среде. 25 лет назад в НГУ мы организовали экологический клуб, в задачи которого входило природоохранное и биологическое просвещение. Мы разработали специальные зелёные папки – наборы материалов учителям для проведения занятий по экологии, придумали «Календарь экологических дел», в котором обозначены не только памятные даты, а указано, что можно сделать в этот день: построить скворечник или помочь лягушкам, мигрирующим через автодороги. С 2009 года я курирую направление популяризации науки в фонде «Академгородок».
– Вы уже организовывали фестиваль науки в рамках форума «Интерра-2010». Чем Eureka!Fest отличается от того проекта?
– В 2009 году в Академгородок приехал известный химик Григорий Яблонский, один из создателей клуба «Под Интегралом». Он поделился своей идеей научных соревнований «Архимедовы игры», а заодно рассказал, как организуется World Science Festival в Нью-Йорке. После этого мне захотелось провести нечто подобное у нас – вот и предложил форуму «Интерра» провести Фестиваль науки и инноваций «Эврика». Все технические заботы тогда взяли на себя организаторы, оставив нам содержательную часть. Но в рамках форума проводилось много других, конкурирующих с нашим, мероприятий. Именно тогда мы отработали ряд новых форматов, например, научного кафе, который вырос в большой долгоиграющий (уже шестой год) проект. У нас лектор не просто выступает перед людьми, сидящими за столиками, а ведёт с ними диалог, проводит опросы и викторины. Для большего вовлечения аудитории мы придумываем игры. Мне нравится, например, «Эволюция колобков»: участники получают несколько кругов из картона, которые, «гуляя» по залу, оказываются в разных экологических условиях – сначала на дне океана, потом на берегу, в лесу, в пустыне. Задача игроков – при помощи ножниц, клея и бумаги адаптировать своих героев под изменение среды обитания, при этом сохранив эволюционную преемственность в морфологии. Получается очень наглядная демонстрация роли случая в процессе развития.
– Форум «Интерра» в своё время был большим областным событием. Можно ли считать Eureka!Fest его идейным преемником?
– Если говорить о задачах популяризации науки, он, безусловно, преемник «Интерры». В своё время вокруг форума ходило много негатива: мол, куча денег в никуда, всё разворовывается. Но оказалось, что он работал на повышение узнаваемости и значимости региона, в том числе в сфере инноваций, современного искусства, был мощной коммуникационной площадкой, привлекал экспертов, учёных и просто интересных людей в город. Сейчас мы ощущаем недостаток в этом. Отчасти традиция дискуссионных и экспертных мероприятий была сохранена: в рамках Eureka!Fest мы провели пару открытых конференций по образованию будущего и научным коммуникациям, на которые могли прийти все желающие.
– Какова миссия фестиваля?
– Eureka!Fest – просветительское мероприятие. Мы много говорили про эволюцию, науку и лженауку, про мракобесие и прочие «затмения разума». К нам, кстати, обращались представители компаний с сомнительной научной базой, которые хотели принять участие в нашей образовательной программе. Но мы бдительные (смеётся): все участники проходят особый контроль по части научности своих проектов. Если у нас есть сомнения, просим предъявить публикации по теме в авторитетных научных изданиях.
– Один из самых востребованных пунктов программы фестиваля – Science Slam, на него продавались даже отдельные билеты.
– Его придумали где-то в 2010 году, за основу взяли поэтический формат рoetry slam, где авторы соревнуются в чтении собственных стихов, а победителя выбирают зрители. У нас то же самое, только про науку: учёный в течение 10 минут представляет свою работу как можно более живо, захватывающе. Получается нечто среднее между стендап-шоу и научным докладом. Раньше считалось, что о науке нельзя говорить в столь неформальной обстановке, однако практика показала, что в чём-то такой подход даже лучше традиционных презентаций. Рассказывать про науку можно и без звериной серьёзности, а иногда даже нужно. Правда, тут есть опасность, что форма представления затмит научную часть, но эта проблема решается при отборе участников, где главный критерий – наличие собственных научных результатов. Science Slam в нашей стране постепенно оформляется в целое движение, неофициальный слоган которого «бар, наука, рок-н-ролл», появились даже свои школы подготовки. В любом случае слэмы получаются содержательными и весёлыми, меняют отношение к учёным в лучшую сторону, трансформируют общественное восприятие науки. Теперь не скажут, что это было скучно, занудно, мы услышим: «О, ребята действительно крутым делом занимаются!».
Дмитрий БОРОЗДИН
Комментарии