Познать природу с юных лет
Познать природу с юных лет
И снова Лаборатория экологического воспитания ИЦиГ СО РАН (СЮН) гостеприимно распахнула двери для школьников. 8 сентября все желающие пришли познакомиться с направлениями ее работы, посмотреть экспонаты, собранные во время полевых экспедиций, и пообщаться с участниками этих поездок.
Самым популярным местом посещений стал зооуголок, где обитают хомячки, крысы, кролики, попугаи, черепашки, лисы и прочая живность. За лето появились и новые жители – нутрии (черная и рыжая) и фазан. Ухаживают за животными ребята из объединения «Юный зоолог». Во время каждого занятия отводится для этого время. Уголок – большая радость для ребятишек и спасение для родителей: не нужно у себя дома разводить целый зоопарк. Кроме того, на занятиях воспитанники знакомятся со всем разнообразием животного мира – от одноклеточных и до самых сложно устроенных организмов. Кружок рассчитан на школьников 7-10 лет.
СЮН у многих в Академгородке ассоциируется только с зооуголком. Но ее назначение гораздо шире. Работа в детских коллективах ведется по многим направлениям, с учетом возрастных особенностей воспитанников: цитология и генетика, экология животных и полевая экология, геология и история развития Земли, аранжировка цветов и флористика, экология для малышей.
В День открытых дверей можно было послушать рассказы ребят из клуба «Юный геолог» им. П.М. Бондаренко и объединения «Полевая экология», побывавших в летних экспедициях. Геологи объездили почти весь Кольский полуостров, побывали на побережье Белого моря, островах Северной Карелии. Они собрали минералы и горные породы, которые станут основой научно-исследовательских работ.
Назар Герасимов, ученик 9-го класса гимназии №5, рассказал, что в этом путешествии он существенно пополнил свою коллекцию: в ней появились аметист, магнетит, астрофиллит. На вопрос о том, как ребята жили три недели вдали от цивилизации, он улыбается и говорит, что справлялись хорошо: кормили сами себя вкусно (готовили красную рыбу, грибы, собирали чернику, морошку, которой нет в сибирских лесах), а городскую ванну с удовольствием поменяли на купание в Белом море и карельских озерах.
Не менее интересной была и экспедиция экологов в Маслянино. Ребята исследовали экологическое состояние реки Бердь и ее прибрежной зоны. В команде были орнитологи, энтомологи, гидробиологи. Каждый из ребят сделал маленькое открытие по своему направлению и на традиционном отчете рассказал о нем товарищам. Все приключения наглядно демонстрируют стенды с фотографиями и выдержки из дневников ребят.
В организации этих экспедиций активно помогают ИЦиГ, ИГМ и Президиум СО РАН. Вот где в полной мере можно оценить важность работы лаборатории экологического воспитания в подготовке будущих кадров для науки!
– Очень важно, – замечает Елена Крук, преподаватель, ведущий инженер Института геологии и минералогии СО РАН, один из руководителей в поездке, – чтобы ребята могли попробовать себя в профессии. Это поможет в выборе жизненного пути.
Ежегодно по результатам полевых исследований ребята принимают участие в конференциях и олимпиадах, что стимулирует интерес к углубленному изучению предмета и развивает навыки публичного выступления. Воспитанники лаборатории не раз становились призерами и победителями всероссийских и региональных конкурсов по экологии и геологии. Недавно ребятам удалось выйти и на мировой уровень. В 2011 году на международной олимпиаде по наукам о Земле IESO в Италии десятиклассник из лицея №130 Иван Чайка заработал бронзовую медаль. В этом году представлять Россию в Аргентине в октябре 2012 года будет ученик 3-й гимназии Дмитрий Морозов. Он, как и предшественник, занял призовое место на олимпиаде в Санкт-Петербурге, завоевав право выступить за свою страну.
В этом году открылось новое объединение «Мир вокруг нас», которое ведет бывшая ученица СЮН, выпускница ФЕН НГУ Мария Ким-Кашменская. Курс рассчитан на детей четырех-шести и семи-десяти лет. Цель занятий – познакомить с многообразием животного и растительного мира, в первую очередь нашего края, привить бережное отношение к природе. Ребенок узнает, что происходит в каждый из сезонов года, как животные меняют поведение, как изменяются растения. Но главное – поймет, что всё в природе взаимосвязано: в ней нет «плохих» и «хороших», каждый в сообществе по-своему важен.
Учитывая серьезность подхода к образованию детей, Лаборатория экологического воспитания заинтересована в том, чтобы приходящие на занятия ребята, особенно старшеклассники, были увлечены выбранным направлением.
Ольга ЩЕНЯТСКАЯ
Комментарии