Пожарный детектив (случай из жизни)
Пожарный детектив (случай из жизни)
Дмитрий Лопатин взялся за голову и погрузился в раздумья. В тупик его поставило расследование пожара в подвале детского сада «Воробышек». Он уже отработал с коллегой, лейтенантом Ясаковым, полтора десятка версий, но все они ломались, как хрупкие ветки. Дело в том, что здание построено в советские времена, планировка подвала сложная, а в отдельные уголки попасть было почти невозможно. Там, где проходили трубы, двигаться можно было только ползком, бороздя слежавшуюся десятилетиями пыль. В одном из таких уголков и начался пожар. На месте возгорания обнаружились остатки дивана, а рядом стояли уцелевшие столик и шкаф с посудой.
Как туда попали предметы домашнего обихода – загадка. Можно предположить, что такой комфорт обеспечили себе когда-то строители. Но на одной из грязных тарелок нашлись остатки жареной рыбы, по виду совсем свежие. Между тем сотрудники детского сада клялись, что подвал постоянно заперт, да и пыль на пути к «уголку отдыха» выглядела нетронутой.
Мистика, да и только! Лопатин припомнил все заморочки, случавшиеся в его практике, перечитал акт о пожаре, протокол осмотра, объяснения работников и, наконец, закрыл папку:
– Короче, пока мы не сломали головы, возьмем грех на душу и напишем, будто кто-то из работников, например, дворник, ошибочно включил свет в том крыле. Лампочка, не имевшая защитного плафона, взорвалась, нить накаливания попала на сухую обивку дивана и вызвала загорание. По такой причине на моей памяти было три пожара. Ясаков, завершаем расследование и к шефу на подпись. Думаю, он свою обычную придирчивость смягчит, ведь пострадавших нет, да и ущерба тоже. Понял?
– Так точно, товарищ капитан! – Ясаков облегченно вздохнул. Шли недели. Раз под вечер Лопатин подозвал подчиненного: – Иван, я, кажется, знаю причину пожара в подвале детского сада. Сегодня, если расчет верный, мы это дело раскроем.
– И как он произошел?
– Вопросы потом. Как стемнеет, жду тебя на пустыре, возле детского сада. Только оденься похуже и попроси у начальника караула крюк для поднятия крышки канализационного колодца.
– А крюк-то зачем?
– Зачем, зачем… считай, что будет нашим оружием!
В назначенное время инспекторы были на месте. Рядом с кучей мусора они увидели тот самый сожженный диван.
– Как он здесь оказался? – удивленно спросил лейтенант. – Вот сейчас и выясним, – ответил Лопатин.
Вдруг Ясаков, стоявший в трех шагах от начальника, провалился вниз, успев рукой ухватиться за край круглой дыры. Лопатин одним прыжком оказался рядом с товарищем и вытащил его за воротник.
– Я-то думал, крышка будет стандартная, а она – деревянная, – заметил Лопатин, – да на ней и ветки закреплены для маскировки! Спустившись на дно колодца, они поползли вдоль труб, освещая дорогу фонариком. Метров через сто лейтенант возмутился:
– Трофимыч, куда мы все ползем и ползем, добро бы к девушкам, а то может под обух…
– Тише, – сказал Лопатин, оглядываясь, – мы у цели!
Через минуту они увидели дырку, закрытую тряпкой, свисающей до земли. Трубы, входя в подвал, сразу заворачивались калачами. Сыщики пролезли под ними по-пластунски, и оказались в уже знакомом месте. В помещении горела керосиновая лампа, а с кровати, что стояла на месте сгоревшего дивана, вскочил мужчина в тюбетейке и ватнике, и босая женщина в красной кофте.
– Ваша тайна раскрыта, – нарочито четко сказал Лопатин, – мы офицеры МЧС, сопротивление бесполезно.
– Вот и все, – сказала женщина с одутловатым лицом и вдруг заплакала. – Я же говорила тебе, не кури в постели, ишак! Лицо мужчины тут же приняло робкое выражение. Видно было, что он находится под влиянием своей подруги.
– Зачем я тебя, курву басурманскую, пожалела, взяла к себе жить! – женщина скосоротилась, часто заморгала и стала причитать, – прожила здесь почти два года, как в раю! С утра выползала из норы, собирала бутылки, на хлеб хватало! Да сердце заболело, побоялась умереть в одиночестве. А теперь куда?
– Как ты догадался? – спросил Ясаков уже на улице.
– Я не переставал размышлять над этим делом, чувствовал себя уязвленным, и вдруг подумал: а что если существует подземный ход? Чтобы отработать эту версию, зашел к заведующей «Воробышка» и попросил проектную документацию. И увидел, что водопровод заходит в тот угол, где произошел пожар. Все сомнения рассеялись, а остальное ты сам видел.
– Это так просто, как же я сам не додумался! К тому же поленился пролезть под «калачами», за которыми дыра. А что, может, пусть они и живут в норе. Давай промолчим! – сочувственно предложил сердобольный Иван.
– Ты серьезно? – удивился Лопатин. – А видел, как пожарные эвакуировали детей из задымленных комнат, как они испугались, как на уши поставили «скорую» и милицию. Этого больше допустить нельзя. Короче, встречай милицию, а я к заведующей, она ждет.
Домой Лопатин вернулся за полночь, грязный и уставший. Жена и сын давно спали, а он долго не мог уснуть – мешала круглая луна за окном, мимо которой плыли перистые серебряные облака. Лопатин взял недописанные стихи, которые сочинял ко Дню пожарной охраны, и сами собой сложились последние строки:
У нас порой в огне дорога,
Длиною в жизнь и риском в шаг.
Помедлить хочется немного
И руку друга задержать.
Николай Петров -----------------------
Комментарии