По дороге из прошлого в будущее
По дороге из прошлого в будущее
Бердскому лицею-интернату №7 исполнилось 50 лет. К своему юбилею и месту в системе среднего образования он шел нестандартными путями.
ШКОЛА И ДОМ – ДВА В ОДНОМ
Строительство интерната началось в 1960 году, а уже в январе 1961-го сюда приняли 140 ребят. В то время еще не было столовой и общежития. Жили дети на четвертом этаже главного корпуса – там, где сейчас расположен спортзал. Спали на матрасах, разложенных на полу. В 1963 году пристроили спальный корпус, а в 1968-м теплым переходом его соединили с учебным. Спальни в общежитии сделали огромными – на 25 человек.
Интернат был ориентирован не только на детей-сирот и тех, кто остался без попечения родителей, но и на ребятишек из малообеспеченных семей. Они, как и интернатовцы, находились на государственном обеспечении, проводили весь день в школе, но ночевать уходили домой, в выходные были с семьей.
– Мама одна воспитывала меня и младшую сестру, – вспоминает Ольга Кавина, учившаяся некоторое время в школе-интернате №7. – Жили тяжело, не хватало самого необходимого. Как я боялась переходить в эту школу! Как меня пугали детдомовцами! Но больше половины учеников в нашем классе оказались такими же детьми из малообеспеченных семей. Да и в интернате жили обычные ребята. С кем-то я дружила, с кем-то ссорилась. Всё как в обычной школе. Зато дома сразу стало проще – и с питанием проблем меньше, и с занятостью в свободное время. Но разницу между интернатом и обычной школой я хорошо почувствовала тогда, когда мама стала зарабатывать побольше, получила новую квартиру, да еще вышла замуж, и родители решили перевести меня в «хорошую» школу. Может быть, она и была лучше, но за пять лет в интернате я привыкла, что к нам относились как к детям. Порой непослушным, «трудным», требующим профессионального внимания и особого подхода – но детям. Человечность – главный принцип. А в новой школе мы были просто безликими учениками. Об этом нам постоянно напоминали – и словами, и отношением.
ПЕРЕСТРОЙКА
Перестроечные годы дались интернату нелегко. Финансирование упало до минимума, денег не хватало на самое необходимое. В это время школа уже перешла на неполное среднее образование, и после окончания 9-го класса выпускники шли в училища, техникумы… Так продолжалось до 2001 года – до закрытия на реконструкцию. И началась новая жизнь.
Изменилось всё – от внешнего вида до статуса учебного заведения. Спустя год бердчане увидели на месте мрачного кирпичного здания яркий дом. Огромные спальни сменились комнатами на 2-3 человека, с домашней мебелью, индивидуальными рабочими местами. Появились игровые помещения, улучшились санитарно-гигиенические условия.
В 2003 году на коллегии городского Совета депутатов было принято решение присвоить школе-интернату №7 статус лицея и дать возможность проводить набор в профильные классы. Набирали не только учеников. Требовались учителя математики, химии, физики. А еще во время реконструкции в интернате сменился директор.
– В том, что школа превратилась в лицей-интернат, прежде всего заслуга директора, – считает Ирина Владимировна Нешпор, преподаватель физики, руководитель программы «Одаренные дети». – Ирина Викторовна Мануйлова сделала всё, чтобы наше учебное заведение не только было лучшим среди детских домов и интернатов, но и пользовалось популярностью и уважением у бердчан. Своим творческим энтузиазмом, вдохновением, работоспособностью она заражает весь педагогический коллектив. Техническое оснащение лицея сегодня заметно выше, чем у большинства образовательных учреждений, но это не за счет лучшего финансирования, а за счет активного участия и многочисленных побед учеников и учителей во всевозможных грантовых конкурсах. Только в губернаторском конкурсе социально значимых проектов за 7 лет заработано пять грантов. Чтобы поддерживать уровень лицея, преподавателям приходится не только учить, но и учиться: постоянно осваивать новую технику, образовательные технологии. Учимся на семинарах и конференциях, у своих коллег и даже у ребят!
ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ
Большинство учеников лицея-интерната сейчас – дети из обычных бердских семей. Это, пожалуй, оптимальный вариант.
– Сирот и тех, кто остался без попечения родителей, у нас немного по отношению к общему числу учащихся. Постоянно общаясь с домашними детьми, эти ребята получают более полное представление о семейных отношениях, – считает Ирина Владимировна. – А если собрать в школе только детей без родителей, то получим эффект Маугли, умеющего жить в своей стае, но не ориентирующегося в мире людей. Никакие теоретические занятия не заменят постоянного общения со сверстниками. Мы хотим, чтоб наши ученики нашли свое место в жизни, соответствующее их знаниям, способностям, стремлениям. Для этого с 2007 года работаем по комплексной целевой программе «Становление». Взаимодействуем с детским благотворительным фондом «Виктория» в проектах «Школа самопознания» и «Школа развития успеха». Наши ребята ездят на различные сборы, участвуют в конкурсах. Работает система постинтернатного сопровождения. Результаты этого сотрудничества заметны: 12 выпускников лицея учатся в вузах. Большинство из них уже адаптировались к самостоятельной жизни.
– С этого года в интернате живут не только дети, оставшиеся без попечения родителей, – продолжает педагог. – У нас открыты два специализированных класса (9-й и 10-й) с углубленным изучением химии, где обучаются одаренные дети, которых набрали со всей области. Сейчас у лицея уже вырисовывается лицо общеобразовательного учреждения с углубленным изучением естественных наук. Но мы стараемся делать все, чтобы наши ученики могли раскрыть свои способности в любой области. Для старших классов применяется технология индивидуальных образовательных траекторий, когда реализуется не один профиль на класс, а разрабатывается на каждого ученика индивидуально, исходя из его интересов, склонностей. Это могут быть и физико-математические дисциплины, и гуманитарные, и естественные. Базовый объем знаний получают, конечно, все ученики, но потом занятия с ними ведутся в подгруппах в зависимости от выбранной специализации.
Для человека полвека – солидный возраст, для учебного заведения – еще юность. «Детские» годы бердского лицея-интерната оказались насыщенными, интересными. А впереди еще столько хорошего!
Ирина ТАМИРИНА
Комментарии